Читал ценник, много думал. Как работают правила продовольственной торговли

Правила продовольственной торговли - самая бесполезная штука на белом свете. Во-первых, их трудно понять; во-вторых, даже если поймешь, то вряд ли сумеешь проверить их соблюдение; в-третьих, даже если проверишь, в магазине тебя все равно убедят, что никакого нарушения не было; в-четвертых, в большинстве случаев и убеждать-то не будут, просто промолчат или отделаются чем-то вроде: «А мы при чем? Говорите с начальством». Таковы мысли раздраженного и запутанного покупателя.

Читал ценник, много думал. Как работают правила продовольственной торговли | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Все началось с морковки: с четырех штук в полиэтиленовом пакете. На ценнике было начертано: «Морковь мытая, импорт, 61.99 руб., производство Египет». А на самой упаковке содержалось признание: «Страна происхождения - Беларусь».

А вот чего не было ни на ценнике, ни на пакетике, так это веса. 61,99 за что?

- Как за что? За упаковку, - удивилась кассирша. - Производитель решил так. Не хотите - не берите.

Брать и в самом деле не хотелось. Хотелось понять. К примеру, вот что: почему производитель четырех морковок (то ли Египет, то ли Беларусь) решил упаковывать свой товар в Петербурге на пр. Непокоренных, как было сказано на пакете? И сколько стоит килограмм этой моркови? Но, похоже, торговая сеть, к которой относился магазин, сочла такую информацию лишней.

- Товар считается штучным, - снизошла супервайзер. - А на нем вовсе не обязательно указывать вес... На усмотрение производителя.

«Производитель» сербских яблок с овощебазы на Софийской улице тоже не усмотрел необходимости указывать вес на упаковке из шести штук «гольдена». Просто уложил их на подложку, обмотал парой слоев пищевой пленки и криво шмякнул наклейку. И получился штучный товар за 99 руб. 99 коп.

Из любопытства захотелось глянуть в правила торговли: что должно быть на ценнике? Конкретных ответов, понятных покупателю, не нашлось ни в Правилах продажи отдельных видов товаров (постановление правительства РФ № 55 от 1998 года с бесконечными поправками), ни в Законе о защите прав потребителей (тоже многократно переписанном и дополненном), ни в памятках Роспотребнадзора.

В этих документах покупателю обещана исчерпывающая информация о калориях, о наличии генно-модифицированных организмов, о возможном воздействии на пищеварительную систему, об осторожности поедания для граждан, страдающих такими и сякими заболеваниями. А вот требования о доступности самой насущной для покупателя информации сформулированы невнятно: ценники должны быть единообразны, понятны и пр.

Расшифровка этих требований содержится лишь в инструкциях и письмах Роспотребнадзора, которые ведомство адресует не потребителям, а самим торговым сетям или органам, их контролирующим. Но, похоже, даже в этих письмах полно тумана. Так, в одной торговой сети редакции рассказали, что единообразие означает, что все ценники должны быть одного цвета (акционные цветные бумажки можно разместить рядом со стандартным ценником) и что запрещено на одном ценнике ставить две цены - зачеркнутую прежнюю и новую «по акции». В другой сети, наоборот, рассказали, что эти требования неактуальны и «теперь все это не запрещено».

В самом Роспотребнадзоре пояснили (впрочем, без уверенности), что в 2020 году то ли действуют, то ли будут действовать более четкие правила оформления ценников. В частности, прописано требование извещать покупателя о стоимости единицы измерения как для весовых, так и для расфасованных товаров. Под единицей измерения, очевидно, стоит понимать вес в 1 кг или в 100 г. Хотя вероятно также то, что формулировку «единица измерения» в каждой торговой сети поймут по-своему.

Надо сказать, что лишь гипермаркеты французской торговой сети размещали на ценниках информацию о стоимости 1 кг или 1 литра всех товаров, даже упакованных реальным производителем, а не овощебазой. Это обстоятельство вносило абсолютную ясность в мозги покупателя и стойкое ощущение, что тебя уважают. Но, увы, вышеупомянутая торговая сеть около полугода назад отказалась от своей особенности. А жаль!

История с четырьмя морковками и шестью яблоками заставила самым внимательным образом читать ценники и наклейки. Оказалось - увлекательно и забавно. И заставляет вспомнить уроки математики.

Вот «заламинированный» в полиэтилен кусок сыра. По бумажной наклейке на упаковке видно, что фасовал не сам производитель. Вес указан - 220 г. Стоит 199 руб. Небольшое напряжение ума (или открытый в смартфоне калькулятор), и вот она цена за кило: 904 рубля с копейками. Дороговато-с!

Расфасованный карбонат «По-московски» на ценнике почему-то обозван рубленой колбасой. Ну да ладно. Имеются две цены за 350 г: зачеркнутая - 359,99 руб. и актуальная - 199,90. Урок занимательной математики - и стоил карбонат 1028,5 руб. за кило, а ныне - чуть больше 571 руб. Забавная разница. С такой информацией уже можно подходить к покупке квалифицированно.

Ради любопытства можно подсчитать цену килограмма и прочих продуктов, разлитых или разложенных именно производителями. В уме сделать это трудновато, поскольку они - производители - взяли моду расфасовывать товары в каких-то странных количествах: 180 г, 375, 125 и даже 108 г. В переводе на привычную единицу измерения сливочное масло «Тысяча озер» стоит (плюс-минус в разных магазинах) 832 руб. за кг; майонез «Слобода» со скидкой - 106 руб. за кг; а биойогурт «Тема» - 210 руб. за кг.

Взяв привычку считать деньги и граммы, можно более осознанно и умно подходить к заполнению тележки. Вот только магазины, как видно, не слишком заинтересованы в облегчении этого процесса. Так что свой осознанный выбор покупателю придется осуществлять самому, преодолевая препятствия.

#торговля #продукты #магазины #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6635) от 02.03.2020 под заголовком «Читал ценник, много думал...».


Комментарии