Альтернатива нефти. Россия начала применять водородное топливо

Помимо тотальной цифровизации всего и вся в мировой технологической повестке все заметнее тренд на декарбонизацию экономики – снижение выбросов углекислого газа, в том числе за счет применения водородного топлива. К процессу начала подключаться и Россия. Так, водородное будущее активно обсуждалось во время Недели Германии в Петербурге.

Альтернатива нефти. Россия начала применять водородное топливо | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Водород на экспорт

Согласно прогнозам агентства Bloomberg, к 2050 году 24% мировых потребностей в энергии будет обеспечивать водород, а его цена снизится до уровня сегодняшних цен на газ. Одним из лидеров процесса стала Германия, первой из стран Евросоюза опубликовавшая 10 июня 2020 года Национальную стратегию развития водородной энергетики, на развитие которой только до 2023 года будет выделено более 10 млрд евро. При этом немецкое правительство признает экологичным только «зеленый» водород, который производится при помощи электроэнергии, полученной из возобновляемых источников – солнца и ветра, в отличие от «синего», добываемого из природного газа с выделением CO2 в атмосферу.

Однако есть нюанс: Германия не сможет обеспечить свои потребности в топливе самостоятельно. Партнером может стать Россия: в энергетической стратегии РФ водород обозначен как топливо с высоким экспортным потенциалом. К 2024 году российский экспорт водорода должен составить 0,2 млн тонн, а к 2035-му – 2 млн тонн. При этом наша страна не собирается отказываться и от традиционных источников энергии – угля, газа и нефти. Понять это несложно: Россия богата этими ресурсами.

Вице-премьер Александр Новак на 13-м Российско-германском сырьевом форуме заявил, что роль природного газа в будущем сохранится, несмотря на процессы декарбонизации и «озеленения» энергетики Европы. Тем не менее Россия уделяет большое внимание климатической повестке. В частности, будут наращиваться объемы утилизации попутного нефтяного газа выше уровня 95% и его дальнейшего коммерческого использования, снижаться выбросы парниковых газов, развиваться проекты на основе возобновляемых источников энергии.

Уже сейчас 41% российского энергобаланса составляют низкоуглеродные источники энергии – солнце, ветер, гидрогенерация, атомная энергия. Что касается водорода, то правительством РФ утверждена «дорожная карта» по развитию водородной энергетики, подготовлен проект концепции развития водородной энергетики.

Как отметил Александр Новак, «Германия является главным партнером для российского ТЭК на европейском направлении». На недавней его встрече с федеральным министром экономики и энергетики ФРГ Петером Альтмайером была достигнута договоренность о совместных проектах в водородной энергетике. По планам Минэнергетики, один из четырех кластеров по производству водорода в России будет расположен на Северо-Западе.

Не случайно в экономической программе 18-й Недели Германии в Санкт-Петербурге большое внимание было уделено водородной тематике. По словам главного исполнительного директора «Линде Северсталь» (мирового лидера по заправочным станциям с водородом) Кристофа Зеехольцера, экспорт водорода из России в промышленных масштабах вполне реальная перспектива, однако для этого потребуется поддержка государства.

О поддержке на региональном уровне рассказала директор Агентства экономического развития Ленобласти Анастасия Михальченко: недавно принят закон о специальных инвестиционных проектах, дающий налоговые преференции для инновационных проектов, в Усть-Луге создается особая экономическая зона, в которой будут приветствоваться и проекты по водороду. Кроме того, производитель «зеленой» энергии – ветропарк «Свирицы» – уже пользуется налоговыми льготами.

Дороже, но дешевле

Одно из главных направлений использования водорода – транспортный сектор. В настоящее время в Германии действуют 87 водородных заправочных станций, в 2021 году будут введены в эксплуатацию еще 130. Как рассказал руководитель направления исследовательской техники института Лейбница по исследованию твердых веществ и материалов в Дрездене Дирк Линдакерс, даже в Германии логистическая сеть для жидкого водорода (LH2) пока еще только создается, а перемещать его очень непросто – требуется температура минус 253 градуса по Цельсию и много энергии для сжижения, а при переливании жидкий водород быстро испаряется. Институт разработал пилотную установку, снижающую потери от испарений, есть и другие проекты, к которым могут подключиться и коллеги из Петербурга.

Другой метод предложил исполнительный директор Metaliq GmbH Ханс-Ульрих Вернер: вместо транспортировки по трубопроводу или сжижения производить водород из натрия (из морской соли) там, где он требуется. Запатентованная технология уже применяется 4 года, стоимость такого водорода составляет 2 евро за килограмм. Но в Финском заливе вода пресная, так что ее прежде надо будет подсолить, что вряд ли рентабельно. А вот директор УК промышленного кластера союза «Автопром Северо-Запад» Майя Свиридова предлагает еще один способ: водород можно получать путем синтеза из полимеров. По сути, речь идет о мусороперерабатывающих предприятиях, что получится вдвойне экологично.

Более предметно о применении водорода на транспорте речь шла на форуме «Транспорт будущего». Так, начальник службы технической политики петербургского «Горэлектротранса» Сергей Китаев рассказал о работе над проектом водородного трамвая вместе с Крыловским государственным научным центром. Трамвай на водороде стоит дороже обычного на 15 – 20%, но в итоге он оказывается выгоднее. Расход топлива составляет всего 220 граммов за километр пробега, но экономия происходит не только на этом. Водородному трамваю нужны только рельсы, при этом лишними оказываются дорогостоящие тяговые подстанции, контактные сети и опоры для них. Если эксплуатация обычного трамвая обходится в 16 млн рублей в год, то водородного – в 7 млн рублей. И не исключено, что к концу реализации программы развития электротранспорта Петербурга (2028 год) по улицам Северной столицы забегают трамваи будущего – на водороде. Возможно, еще раньше появятся и водородные автобусы, разработка которых также ведется Крыловским центром.

Конечно, придется создавать инфраструктуру, прежде всего зарядные станции. А еще потребуются специалисты, которых пока очень мало. Сейчас в Петербурге 9 станций электрической зарядки, в 2023-м их станет 36, для электробусов – 53, а будет 90. Водородных пока нет, в плане строительство по одной в Петербурге и Ленобласти – то есть фактически ничего.

Впрочем, до недавнего времени и в перспективы электромобилей на аккумуляторах мало кто верил, а теперь их будущее уже не вызывает сомнения. Вероятно, водородные электромобили тоже имеют хорошие перспективы. В конце концов, это лишь начало пути.

#экономика #финансы #водород #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Альтернатива нефти».


Комментарии