Отдохнем на родине. Новый нацпроект делает ставку на внутренний туризм

Представители турбизнеса продолжают ломать голову над тем, каким образом компенсировать клиентам «закрытие» Турции. Тем временем российские власти, не давая им опомниться, продолжают смело поворачивать вектор развития отрасли внутрь страны. И рассчитывают, что со временем граждане вовсе перестанут стремиться за кордон, предпочитая тратить свои кровные на родине.

Отдохнем на родине. Новый нацпроект делает ставку на внутренний туризм | ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

Перспективы хороши...

Говоря о новом нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства», вице-премьер Дмитрий Чернышенко сразу заявил, что туризм должен стать серьезным рычагом в развитии страны. «Он будет развиваться семимильными шагами», – уверен вице-премьер. При этом правительственные эксперты уверяют, что на заграничный отдых тратится денег гораздо больше, чем на внутренний. Нацпроект как раз и должен перераспределить денежные потоки.

Действительно ли необходимо развивать внутренний туризм в ущерб внешнему, особенно в условиях пандемии, – вопрос спорный. По оценкам экспертов, на Россию в доковидные времена приходилось всего лишь порядка 1% от всего объема рынка мирового туризма. За последние 10 лет россияне потратили за границей около $250 млрд – совсем не запредельные цифры. При этом заграничными паспортами обладают не более 30% граждан РФ, а регулярно (хотя бы раз в год) за кордон выезжают всего 5 – 6%. По данным погранслужбы ФСБ России, в одном из самых урожайных на выезд 2019 году россияне побывали в 176 зарубежных государствах, совершив более 48 млн поездок.

Получается, ни о каком заграничном перекосе говорить не приходится. Скорее, россияне в целом мало путешествуют. Так, по словам Дмитрия Чернышенко, в США на человека приходится в среднем 7 поездок в год, в Китае – 4, а в России – 0,4. 60% населения за пределы своих регионов не выезжают вовсе. Так что перспективы для развития огромные.

Какие цели поставлены? До 2030 года предполагается увеличить количество внутренних поездок более чем вдвое (до 140 млн), нарастить число рабочих мест в отрасли почти на 90% (до 4,7 млн), а экспорт туристических услуг – в 2 раза (до $22 млрд). Ресурсы привлекают соответствующие: только из федерального бюджета за 10 лет хотят потратить 529 млрд рублей, к которым добавятся 72 млрд из региональных бюджетов и более 2 трлн инвестиций. Пропорция – на один бюджетный рубль до четырех инвестиционных. Предполагается, естественно, что вложения должны окупиться сторицей.

Этапы большого пути

По оценке главы Ростуризма Зарины Догузовой, новый нацпроект фактически состоит из трех федеральных программ, ориентированных на совершенствование управления, повышение доступности туристических услуг и развитие инфраструктуры.

При этом действовать инициаторы проекта намерены быстро. Так, уже в мае в правительство внесут проект нового закона о туризме, который не обновлялся с 1996 года. Его главная задача – вывести из тени предприятия отрасли. Одним из инструментов «обеления» станет, в частности, новая методика учета туристов. Кроме того, речь идет об изменении системы подготовки кадров, которая станет работать по современным методикам Всемирной организации туризма.

Повышения доступности туруслуг в основном будут добиваться с помощью уже опробованной программы кешбэка (на эту меру вплоть до 2024-го запланировано ежегодно выделять по 5 млрд рублей), субсидируя чартеры в регионы и реализуя спецпрограммы. Например, по детскому туризму, в которых ежегодно смогут участвовать по 300 тыс. ребят.

А вот ближайшие планы по развитию инфраструктуры не поражают воображение. Так, до 2024 года за счет льготных кредитов под 3 – 5% годовых планируется ввести в эксплуатацию 4 тысячи новых гостиничных номеров. Для сравнения: один-единственный отель MGM Grand & Signature в Лас-Вегасе вмещает более 6700 номеров.

Не откладывая дело в долгий ящик, глава корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов тут же подписал соглашения с инвесторами о реализации первых проектов, в числе которых оказались создание курорта «Лагонаки» в Адыгее, парка «Три вулкана» на Камчатке и строительство более 10 сетевых гостиниц. Всего же, по словам Суханова, за десятилетие корпорация намерена привлечь в туризм 1,7 трлн рублей частных инвестиций и построить 582 объекта, включая 298 новых гостиниц и санаториев, а также 284 комплекса с полной инфраструктурой.

«Пахари» отрасли

Итак, власти хотят, чтобы мы везли деньги не на Бали или в Турцию, а в Крым и на Камчатку. И обещают, что в стране «появится качественная, современная и конкурентоспособная в мировом масштабе отрасль, а путешествия станут частью образа жизни современного россиянина». Но пока больше всего довольны не туристы, а профильный бизнес. И непонятно, зачем сейчас так активно поддерживать именно внутренний туризм, который во время пандемии и без того переживает невиданный подъем.

По сведениям банка ВТБ, в апреле россияне потратили на бронирование российских гостиниц денег на 60% больше, чем в допандемийном 2019-м. При этом выручка гостиниц Калининграда увеличилась в 3,5 раза, Краснодарского края – втрое, а спрос на бронирование гостиниц в Московской и Нижегородской областях или в Горном Алтае – более чем вдвое. В нашем регионе рост спроса поскромнее (+70% в Ленобласти и +40% в Петербурге), но и это прекрасные цифры для бизнеса

«Ожидаем, что в течение длинных выходных и в летний сезон выручка гостиниц и туроператоров, специализирующихся на российских направлениях, может кратно вырасти даже к допандемийному 2019 году», – считает начальник управления ВТБ Владимир Турчин.

Правда, у этого процесса есть и минусы. «У нас полный санаторий, работаем на пределе возможностей, – делится видением ситуации в одной из соцсетей исполнительный директор санатория «Знание» в Сочи Евгения Дворянинова. – Мы больше похожи на пахарей, которым повезло с урожаем, но собирать его приходится минимальным составом. А задача – собрать максимум, так как на меньшее мы не согласны».

По ее словам, «город начинает трескаться по швам, занимавшие ранее 20 минут маршруты теперь растягиваются на полтора часа, а пустовавшая ранее «Ласточка» все больше становится похожа на поезда в Индии». Небывалый наплыв отдыхающих уже привел к тому, что цены на аренду жилья выросли в Сочи вдвое, а дефицит кадров стал угрожающим. Привлекать на курорт людей из других регионов РФ теперь нереально, поскольку «линейный и средний персонал не может решить для себя вопрос со съемом жилья».

Схожая ситуация и в Крыму, где, по словам руководителя крымского отделения Российского союза

туриндустрии Бориса Зелинского, часть отелей начала закрывать бронирование на весь летний сезон. «В Большой Ялте уровень загрузки гостиниц достиг 80 – 90%, в Большой Алуште – 70 – 80%, и даже менее популярные объекты размещения заполнены на 60%, – говорит он. – Спрос есть не только на всегда популярный Южный берег Крыма, но и на курорты западного и восточного побережий». Примерно та же картина в Калининградской области: часть востребованных туристами гостиниц и санаториев «продана» уже на все лето.

Руководители популярных туристических регионов страны не устают утверждать, что примут всех желающих, но специалисты понимают: закрытые границы и высокий спрос уже привели к росту цен на отдых внутри страны.

Потерянный берег турецкий

Между тем даже сверхприбыли от внутреннего туризма и господдержка не дают уверенности в развитии всей отрасли – слишком велики потери на внешнем фронте. Многие компании не успели расплатиться с туристами по прошлогодним обязательствам, как пришла новая напасть: закрытие Турции. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), приостановка полетов в эту страну на полтора месяца привела к тому, что завис отдых свыше 533 тыс. человек, забронировавших туры более чем на 32 млрд рублей.

«Закрытие Турции как самого популярного выездного направления с учетом большого количества перенесенных на этот год туров стало огромным ударом для туристической отрасли, по масштабу сравнимым с закрытием границ в марте 2020-го», – говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Пострадали все: совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев, к примеру, оценил потери выручки авиаперевозчиков из-за приостановки полетов в Турцию на полтора месяца в 5 – 6 млрд рублей.

Но «отрабатывать» эти деньги перед туристами все равно придется. Причем, если речь идет о переносе туров на поездки внутри России, платить организаторы будут снова – деньги за уже забронированные номера в отелях в Турции им никто возвращать не станет. «Когда ко мне приходит клиент и говорит «отдайте деньги», я отвечаю, что у меня их нет, – делится впечатлениями менеджер одной из петербургских турфирм. – За исключением небольшой комиссии, они ушли на счета принимающих компаний и отелей. Увы, но Турция была единственным зарубежным массовым направлением, на котором можно было зарабатывать». Египет, если его откроют, вряд ли заменит Турцию. Традиционно он считается зимним курортом, характеризуется более низким уровнем сервиса и не обладает сравнимой по емкости с турецкой отельной базой.

К тому же, несмотря на растущий объем путешествий по России, турфирмам от него перепадает не так уж много из-за популярности самостоятельного туризма. В Крым, к примеру, самостоятельно приезжают около двух третей туристов: турфирмы как посредники нередко остаются в стороне. В этой связи вернуть долги клиентам представителям турбизнеса будет сложно: за рубеж продавать практически нечего, а зарабатывать на поездках по России по большому счету не на ком.

Родина ждет

Можно ли полностью заменить туристическую заграницу Россией? Весьма сомнительно, разве что вместе с инфраструктурой получится «развить» и климат. Увы, даже в Сочи зимой и весной в море не искупаешься, тогда как в Египте – пожалуйста. Однако поднять уровень сервиса, увеличить выбор мест отдыха и одновременно снизить его цену – задача в рамках нацпроекта решаемая.

«Когда объекты Олимпиады-2014 в Сочи, включая туристическую инфраструктуру, только начинали строиться, скептиков тоже было предостаточно, – оценивают эксперты. – А сейчас никто не спорит с тем, что в Красной Поляне и на побережье условия для отдыха людей созданы ничуть не хуже, чем на зарубежных курортах. Если сейчас к делу подойдут с умом, а деньги потратят рачительно, нужный эффект может быть достигнут».

Что ж, туристам пока остается надеяться на светлое будущее и ждать «нужного эффекта», терпя неудобства в суровом настоящем. Во всяком случае момент для старта туристического нацпроекта выбран подходящий: за границу сейчас выбираться трудно и дорого, а родина, какова бы она ни была, ждет.

#туризм #путешествия #отдых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Отдохнем на родине».


Комментарии