Семь раз рискни

Обычно в публикациях рубрики «Индекс недели» мы делаем акцент на изучении текущей статистики промышленного и финансового секторов экономики Петербурга и Ленинградской области. Но сегодня сфокусируемся на рисках, которые может испытать народное хозяйство наших регионов и всей страны в целом. Далеко не всегда их можно спрогнозировать и оценить последствия. И все же попробуем это сделать.

Семь раз рискни | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Риск первый. В структуре инвестиций в основной капитал предприятий все большую долю занимают собственные средства бизнеса. По данным Петростата, в январе - сентябре 2017 года (эти данные подсчитываются с временным лагом) в Петербурге из «своего кармана» предприятия обеспечивают 59,6% вложений в основные фонды. В январе - сентябре 2016-го было 57%.

Казалось бы, хорошо: чем ниже вклад заемных средств в развитие бизнеса, тем меньше денег уходит банкам и прочим инвесторам. Однако не все так просто. Отсутствие надежных источников стороннего возвратного финансирования в определенный момент может сыграть злую шутку с растущими компаниями. Например, предприятие нуждается в создании определенного запаса сырья, запчастей, материалов. Цены на них варьируются, и выгодно в определенный момент приобрести металл или стройматериалы по сниженным ценам.

Обычно для этого используется оборотный капитал, но его может не хватить, а оставить производство без наличных денег (имеются в виду не купюры в сейфе, а средства на расчетных счетах) - дело рискованное. Вот тут-то и может быть целесообразно оформить небольшую ссуду. Однако желающих кредитовать реальный сектор остается все меньше.

Но это в Петербурге. У предприятий Ленинградской области иной подход: собственные средства в указанный период времени составляли лишь 36,2% инвестиций в основной капитал (в 2016 году было 48,5%).

Риск второй. Снижение инвестиционной активности в стране. По данным Росстата, опубликованным в сборнике «Инвестиции в России. 2017», в 2014 - 2015 гг. вложения в основные фонды почти не росли, оставаясь на уровне 10,4 триллиона рублей в год. В 2016-м наблюдался относительно небольшой рост - до 11,3 триллиона рублей.

При этом, как и в случае с Петербургом, в России возросла доля собственных средств предприятий в структуре инвестиций в основные фонды - с 4,7 трлн рублей в 2014-м до 5,7 триллиона рублей в 2016-м. Иными словами, небольшой инвестиционный скачок профинансировал сам бизнес, без привлечения займов и госпомощи.

Кстати, о господдержке. Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основные средства в целом по стране за 2014 - 2016 гг. оставалась на отметке 1,9 трлн рублей. Это почти вдвое больше объемов банковского инвестирования (через кредиты) обновления мощностей.

Риск третий. Инвестиционная консервация промышленности. По данным Росстата, в 2014 - 2016 гг. вложения в основной капитал предприятий обрабатывающих отраслей отечественной экономики оставались на уровне 2,1 - 2,2 триллиона рублей в год. То есть поддерживался некий ранее достигнутый уровень, без резких скачков и падений.

Однако динамика инвестирования в отдельных отраслях настораживает. Сократились вложения в основной капитал в общероссийской нефтепереработке, пищепроме, легпроме, зато выросли в химпроме, металлургии и металлообработке, в секторе «Транспорт и связь».

Риск четвертый. Налоги. Вопреки сделанным чиновниками заявлениям налог с движимого имущества предприятий (машины, оборудование) заводам и фабрикам придется платить уже в 2018-м, а не в 2019 году, как планировалось ранее. Ставка по данной подати составляет 1,1%. Промышленники не платили его с 2013 года при покупке новых станков и оборудования.

Это сэкономило промышленности около 160 миллиардов рублей, однако регионы почувствовали себя обделенными и затребовали вернуть в их казну столь важный источник денежных поступлений. Москва, например, потеряла 2% собственных доходов (около 40 млрд рублей), Петербург и Московская область - по 10 млрд рублей.

Риск пятый. Госдолг регионов. Инвестиционный климат на местах в числе прочего зависит от финансовой самодостаточности субъектов Федерации. Однако их совокупный госдолг на сегодня превышает 2 триллиона рублей, и эту дыру придется затыкать, упраздняя экономические льготы для предприятий и инвесторов. Пока Петербург и Ленобласть в стороне от этой ситуации и уверенно находятся в десятке инвестиционно привлекательных регионов. С учетом размаха долговой проблемы в субъектах федеральный центр может все больше консолидировать финансовые ресурсы для поддержки отстающих - в том числе и за счет «отличников».

Риск шестой. Меняются правила игры в сегменте государственно-частного партнерства (ГЧП). Серия поправок в Налоговый кодекс ограничила возможности концессионеров (один из видов ГЧП) возмещать налог на добавленную стоимость (НДС) с затрат, профинансированных из бюджета. Как правило, государство в определенном размере софинансирует концессионные стройки. Наглядный пример - Западный скоростной диаметр в Петербурге, южный и северный участки которого возводились за счет северной столицы и федерального центра. Кроме того, город компенсирует концессионерам выпадающие доходы по операционной деятельности.

Теперь рассчитывать на крепкую господдержку концессионерам не придется. С 1 июля 2017 г. запрещено возмещение НДС по расходам, оплаченным за счет субсидий из регионального бюджета. С этого года отменяется возможность получить вычет, если платежи бюджета оформлялись как бюджетная инвестиция. То есть инвесторы не смогут возмещать НДС и по затратам, профинансированным из платежей государства на стадии эксплуатации объекта.

Казалось бы, разделить кошельки государства и концессионеров задача здравая. Однако стремительные изменения правил игры на рынке ГЧП, где многие проекты рассчитаны на много лет эксплуатации (так, например, было при реконструкции аэропорта «Пулково»), отпугнут потенциальных инвесторов других не менее важных строек.

Риск седьмой. Рост эксплуатационных затрат промышленными предприятиями. Несмотря на девальвацию рубля, растут поставки импортного оборудования и техники в Петербург. По данным Петростата, в январе - сентябре 2017-го технологический импорт в северную столицу вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В наш город было завезено оборудование на 7,9 миллиарда долларов, а экспортировано высокотехнологичной продукции лишь на 1,8 млрд долларов. Это значит лишь то, что себестоимость производимых в северной столице товаров может возрасти пропорционально росту курса доллара или евро.

#народное хозяйство #регион #риски

Комментарии