Главная городская газета

Назад в арктическое будущее

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Назад в арктическое будущее | Уже больше ста лет Россия водит свои караваны в Арктике. Но только сейчас Севморпуть из транспортной артерии становится экономической осью комплексного освоения различных по своему укладу северных регионов. ФОТО Семена МАЙСТЕРМАНА/ТАСС

Уже больше ста лет Россия водит свои караваны в Арктике. Но только сейчас Севморпуть из транспортной артерии становится экономической осью комплексного освоения различных по своему укладу северных регионов. ФОТО Семена МАЙСТЕРМАНА/ТАСС

Россия ломает арктические льды, чтобы получить доступ к новым богатейшим на планете природным кладовым? Не совсем так: самая масштабная в XXI веке программа РФ нацелена не только на освоение месторождений, но и на развитие «человеческого» потенциала студеных районов, хотя во многом и за счет притока нефтегазовых средств. Таким был лейтмотив форума «Арктика: настоящее и будущее». Петербург готов участвовать по всем ключевым направлениям проекта: созданию опорных зон, устойчивой работе Северного морского пути (СМП) и развитию сырьевых отраслей экономики.

Завоз на три года

Предвидение ученых сбылось: экономика нашей страны прирастала богатствами «северов» не одно десятилетие. И сегодня Россия стремится догнать главным образом не зарубежные, а свои же арктические показатели советских времен, когда по уровню транспортных перевозок и исследований, по созданию дрейфующих станций и базовых площадок в ледяном регионе ей не было равных.

Дух полярных достижений той эпохи словно витает над нынешней Государственной программой социально-экономического развития Арктики, утвержденной правительством РФ в новой редакции. Возрождается в прежних объемах северный завоз: снабжение при бюджетной поддержке удаленных районов.

Растет список нужнейших северянам товаров: в него теперь будут входить не только топливо, мука и пиломатериалы, но и свыше 20 наименований промышленной продукции. Аналогом пятилетки при этом станет, очевидно, планирование завоза на трехлетний период по морозным трассам, сопровождаемое мониторингом.

Ну а разве нова мысль о превосходстве социальных целей над экономическими при второй волне освоения края вечной мерзлоты, которая декларируется в программных документах? На форуме в Петербурге об этом много рассуждал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Тревожные звонки уже раздаются: из всех арктических регионов только в одном Ямало-Ненецком округе численность местного населения не упала, а слегка выросла до 550 тыс. человек, поскольку регион стал центром газодобычи. Нужно не делать ставку на сооружение вахтовых поселков, привлекая варягов, прозвучало на петербургской встрече, а развивать там стационарные поселения. В том числе путем сноса аварийного жилья, не перекладывая эту заботу на плечи регионов, считает Игорь Шпектор, президент Союза полярных городов.

Великолепная девятка

Межведомственная разобщенность, которую пытаются преодолеть современные полярники, тоже родом из советского «детства». На петербургском форуме был представлен публике и «начальник Арктики» - структура, отвечающая за судоходство, навигацию, связь, логистику, портовое хозяйство в Северном Ледовитом океане. Орган этот появится при корпорации «Росатом», которая успешно командует атомным ледокольным флотом и наращивает энергетические мощности в Арктике, создавая там плавучий атомный энергоблок.

Озвучен был и объем бюджетных ассигнований: 190 млрд рублей. И если в 2018 г. на госпрограмму правительство выделит лишь 792 миллиона, то в 2019-м - уже 22,8 млрд рублей, и тенденция эта сохранится. Минэкономразвития РФ определило 145 проектов, которые намечается выполнить за полярным кругом на условиях государственно-частного партнерства. В общий портфель инвестиций, который чиновники оценивают в 4,8 трлн рублей, 3,7 триллиона должны поступить из внебюджетных источников.

За крупными параллелями проступают характерные частности. Взгляните на карту современной России: к индустриальным центрам, возникшим в Заполярье при участии госплана, «привязаны» ныне все восемь опорных зон, половина которых расположена на Северо-Западе (Кольская, Архангельская, Ненецкая и Воркутинская). Теперь их, впрочем, стало еще больше: по указу президента РФ в девятую вошли три студеных карельских района.

Картинки завтрашнего дня

Главы регионов, куда входят такие зоны, презентовали в Петербурге якорные инвестиционные проекты, которые там уже реализуются или будут «прописаны». Так, в Поморье предполагается расширить добычу алмазов на месторождении Ломоносова и приступить к извлечению серебросодержащих свинцово-цинковых руд на Павловском месторождении (архипелаг Новая Земля) благодаря изменениям в мировой конъюнктуре и технологическому рывку. Об этом на форуме рассказал заместитель архангельского губернатора Виктор Иконников.

По его словам, идея строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» длиной 1,2 тыс. км, которая возникла еще в царские времена, а в советскую пору так и не воплотилась, может осуществиться благодаря консолидации региональных элит и привлечению частных инвестиций. «Господа концессионеры» могли бы дать более двух третей от общего объема финансирования проекта 500 млрд рублей.

Серьезные изменения ждут Мурманскую область. Планируется расширить транспортный узел на западном берегу Кольского залива и построить новые терминалы - угольный на 18 млн тонн перевалки в год и нефтяной на 35 млн тонн в год - на восточном берегу.

За инфраструктурные объекты в этом регионе взялись ведущие нефтегазовые компании: «Роснефть» (создание верфи для крупнотоннажных морских сооружений) и «Новатэк» (площадка для оказания нефтесервисных услуг по шельфовым проектам). Плюс модернизация промышленных гигантов, которые добывают там фосфатное сырье, сульфидные медно-никелевые руды, апатитовый концентрат и др.

Возможности Карелии в этом смысле скромнее. Но глава региона Артур Парфенчиков уверен, что, войдя в арктическую программу, новая опорная зона как локомотив потянет развитие всего края. Северный сосед Петербурга собирается заняться глубокой переработкой леса, построить объекты возобновляемой энергетики, подняться на более высокую ступень в сфере сельского, рыболовного и этнокультурного туризма. Особое место в этих планах занимают разделы по модернизации Балтийско-Беломорского канала, созданию биотехнологического кластера и добыче золоторудных и молибденовых руд в регионе.

Ворота в бухту Провидения

Судоходный маршрут в арктических водах нужен не только для переброски стратегических грузов - без него не наладить взаимодействие опорных зон между собой и с большой землей. Возрождения СМП кроме газовиков ждут корабелы, геофизики, строители, но это, наверное, самая тяжелая задача, требующая системных решений, полагает Виктор Олерский, замминистра транспорта РФ, который руководит Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Россия также заинтересована в расширении «чужих» перевозок: чем они интенсивнее, тем дешевле грузопоток по кратчайшему пути из Европы на Дальний Восток (от пролива Карские ворота до бухты Провидения - 5,6 тыс. км). Если в 2009 г. на Севморпути курсировали два коммерческих судна, в 2015-м - уже 715. Годом позже Россия достигла рекордного в постсоветский период показателя ледовых грузоперевозок - 7,3 млн тонн, а через пять лет по этой линии будет доставляться, по расчетам, около 40 млн тонн. К тому времени место советских «богатырей» займут там мощнейшие в мире атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал», в создании которых участвуют петербуржцы.

Студеные «закрома» богаты не только углеводородами. Общая стоимость только разведанного на арктическом пространстве РФ минерального сырья оценивается в 2 трлн долларов: именно там сосредоточено около половины всех обнаруженных в стране запасов меди, 80 - 90% никеля и платины и почти 100% апатитовых руд, не считая всего остального. Но почти все это богатство было разведано и поставлено на баланс в советские годы. Хотя недра Арктики могут обеспечивать не 10% внутреннего валового продукта России, а в два-три раза больше.

По мнению доктора геолого-минералогических наук Александра Волкова, представлявшего на форуме академический Институт геологии рудных месторождений, все вышеперечисленное - это железные условия роста сырьевого потенциала страны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook