Финансы допелись романсов

Известия о том, что какое-то предприятие встало на путь банкротства и его перевели под внешнее управление, уже стали привычным информационным фоном. Но теперь мы становимся свидетелями первого в истории страны перевода на внешнее экономическое управление целых регионов. Из-за неоплатных долгов перед предприятиями и организациями, федеральной казной и банками Республика Хакасия и Костромская область переведены на казначейское сопровождение. Отныне именно это ведомство будет контролировать расходы данных субъектов Федерации.

Финансы допелись романсов | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

199% госдолга

О проблеме «долговой ямы», в которую попали более половины регионов России, мы писали не раз. Суть этого явления - в экономических диспропорциях развития субъектов Федерации. Так уж исторически сложилось, что в одних местах у нас была сконцентрирована промышленность, в других делался упор на сельхозугодья, третьи играли роль сырьевых доноров.

С приходом рынка нефтегазовые и промышленно развитые регионы сумели, так сказать, свести «сальдо с бульдо», а у «малышей» размер обязательств перед бюджетниками и контрагентами превысил доходную часть их казны. Таким субъектам Федерации пришлось выбирать между очередным запросом о финансовой помощи у центра и обращением к коммерческим банкам, чтобы те «подкинули на бедность». Третий способ найти деньги - эмиссия облигаций - проблемным регионам заказан.

В итоге объем задолженности у ряда субъектов Федерации превысил доходную составляющую, и теперь ими займется казначейство. Помимо уже упомянутых Костромской области и Хакасии, госдолг которых в октябре 2017 г. составил 169,6 и 145% от их доходов, соответственно, в «тревожном списке» - Мордовия (199%), Республики Кабардино-Балкария и Карелия (121 и 117,6%, соответственно). По данным газеты «Ведомости», печальный реестр регионов-должников пополняют также Смоленская и Псковская области (их госдолг - 108,4 и 103,7%, соответственно). Высокие показатели задолженности у Еврейской автономной области (103,2%), Республики Удмуртия (99,5%) и Калмыкии (99,2%).

Соседи не помогут

Обратите внимание: в перечне кандидатов на введение внешнего казначейского управления - два региона Северо-Запада РФ. Причина сложной ситуации в Карелии и на Псковщине описана нами выше. Первая имеет хороший сырьевой задел в виде запасов руды, строительного и поделочного камня, а также леса, однако эти отрасли народного хозяйства республики почти на сто процентов зависят от спроса со стороны строительного комплекса Петербурга и Ленобласти.

А объемы строительных работ в двух наших регионах за последнее время снижаются. По данным Петростата, в январе - ноябре 2017-го девелоперы северной столицы сократили объемы строительных работ на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Правда, их областные коллеги показали 12-процентный прирост, но в абсолютном выражении строительные работы в 47-м регионе потянули на 98 млрд рублей, в то время как петербургские строители вышли на уровень 365,4 миллиарда рублей.

Но вернемся к проблемам Карелии. В советские времена в республике был сформирован пусть относительно небольшой (на фоне Ленинграда), но весьма развитый промышленный, как теперь говорят, кластер. В Петрозаводске выпускали трелевочные тракторы, вывозившие хлысты с делянок по всей таежной зоне СССР. Успешно работал Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Наконец, ЦБК в Кондопоге исправно снабжал многие газетные типографии страны.

Сейчас от былой промышленной славы осталось немногое. Лес стали рубить браконьеры, которым были не нужны трелевочные тракторы, судоверфи сидели на сухом пайке. Кондопожский ЦБК с 2013 года проходит процедуру банкротства. В итоге, чтобы повысить зарплаты бюджетникам, регион был вынужден залезть в долги.

Одна мера на всех

Общая картина задолженности регионов выглядит так. По расчетам Минфина, в 16 субъектах Федерации долги составляли 85 - 100% доходов казны, в 31 регионе - варьировали в пределах 50 - 85%. Ком финансовых проблем у регионов стал нарастать с 2012 года, но только недавно федеральный центр предложил проблемным республикам и областям бюджетные кредиты, чтобы регионы не шли на поклон к жадным банкирам.

Однако в текущем году и от бюджетных кредитов регионам правительство РФ отказалось. Вместо них на места спустили директиву о рефинансировании имеющихся долгов. Дополнительные 55 миллиардов рублей на это были выделены только после того, как осенью 2017-го Удмуртия, Карелия и Хакасия попросили у правительства помощи, в том числе - на обещанные зарплаты бюджетникам.

Был введен следующий финансовый механизм: Минфин стал помогать регионам с нормальным уровнем долгов и доходов на рынки облигаций, но забрал у субъектов Федерации один процентный пункт налога на прибыль предприятий - одного из важнейших источников поступлений в региональные бюджеты.

На первый взгляд, финансовые новации дали некоторый эффект, и долговая нагрузка регионов за последние два года снизилась на 8,7% - с 2,3 трлн руб. до 2,1 триллиона рублей. Если в 2015-м долги по коммерческим кредитам составляли 41% от общей заемной массы, а по бюджетным - 31%, то к декабрю 2017 года доля долгов по бюджетным кредитам выросла до 44,7%, по коммерческим - снизилась до 28,3%.

Выиграли от этого не все. По данным Минфина, Костромская область так и не справилась с запредельно высокой долей коммерческих долгов (20 млрд руб. из 21,5 миллиарда рублей совокупной задолженности).

Что дальше? Предложений много, но до разработки реальных механизмов вывода проблемных регионов из предбанкротного состояния дело не дошло. Например, федеральные чиновники предложили спускать на места универсальную модель верстки региональных бюджетов. Это, конечно, повысит прозрачность транзакций, но срежет под корень экономические, демографические и историко-культурные особенности республик и областей.

#казначейское управление #регионы #расходы

Комментарии