Арктике прописана доктрина

Без громадных инвестиций освоить Заполярный край не удастся. Но надо ясно представлять, куда и во имя чего вкладывать деньги. Такие ориентиры государственной политики в этом стратегически важном регионе содержатся в проекте Арктической доктрины, который обсудили и отправили на рассмотрение правительства РФ участники международного саммита, состоявшегося на площадке Петербургского государственного морского технического университета. Форум «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» стал в этом смысле знаковым.

Арктике прописана доктрина | В советские времена главными первопроходцами арктических просторов были ученые. В наши дни дальше всего зашли практичные недропользователи, для которых «севера» не более чем промплощадка. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА/ТАСС

В советские времена главными первопроходцами арктических просторов были ученые. В наши дни дальше всего зашли практичные недропользователи, для которых «севера» не более чем промплощадка. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА/ТАСС

Работа над ошибками

Давно нет советского государства, приоритет которого в освоении Арктики был неоспорим, а Россия идет той же дорогой, опираясь во многом на его достижения. Предшественники сегодняшних российских ученых и практиков создали безмерный задел. Да еще в таких ключевых сферах, как судостроение, создание Северного морского пути вкупе с наращиванием ресурсной базы, где роль Ленинграда была особенно велика.

Тогда не было терминов «кластер» или «логистика», но ленинградцы вели работу в русле этих понятий, значение которых по большому счету не изменилось. Город на Неве не называли центром арктических компетенций, хотя таковым он, безусловно, являлся. А традиции и накопленный потенциал и есть та площадка, с которой сегодня, как ракета с космодрома, стартует новое арктическое наступление.

С таким багажом Петербург по праву претендует на статус арктического генштаба России, который стараются перехватить Архангельск и Мурманск. Однако именно в северной столице сложилась система межведомственной координации и управления высокоширотными проектами. У нас есть комитет по делам Арктики в Смольном, Морской совет и Полярная комиссия при правительстве города, тогда как на федеральном уровне управленческий «генералитет» до сих пор не сформирован.

Выходит, работать на макушке Земли теперь проще, чем в советскую пору, когда у всех на слуху были сенсационные достижения, скажем, в работе дрейфующих станций или строительстве ледокольного флота? Отчасти да, ведь преемственность дает мощный толчок, инерцию ускорения. Но и сложнее: нужно осознать промахи, без которых, увы, не обошлось, и совершить работу над ошибками. На форуме «Арктика и шельфовые проекты» эта мысль проходила красной нитью.

Кладовая мусора

Принято было думать, что цель оправдывает средства. В результате многие острова Северного Ледовитого океана утонули в мусорных свалках, а Новая Земля на много лет превратилась в полигон для испытания опасных видов оружия. Корабли и подлодки десятилетиями сбрасывали в студеные моря вредные отходы и отработавшее ядерное топливо, и, что делать с этим тяжким наследством, мы слабо теперь представляем.

Это экологический аспект, а есть и другие, где победили установки, ошибочность которых очевидна. Осваивать территории с экстремальными для жизни условиями на определенном этапе решили вахтово-экспедиционным методом, то есть наездами. И что же? Города и заполярные поселки, где люди живут постоянно, оказались на обочине социального развития, не говоря о местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Арктических налоговых поступлений в бюджет становится больше (но качество жизни там не растет), а людей, живущих в тех регионах, все меньше. В Ямало-Ненецком округе (ЯНАО) плотность населения - 0,7 человека на кв. км, а объем валового регионального продукта (ВРП) там скоро приблизится к петербургскому (1,8 трлн рублей). Почти такой же показатель (1,6 трлн) имеет Красноярский край с плотностью 1,2 человека на кв.км, а в Якутии, где на кв. км приходится 0,3 человека, годовой ВРП превышает 750 млрд рублей и стремительно растет.

Архангельский край и ЯНАО - две опорные зоны в Арктике (с недавних пор туда вошли и три муниципальных района Карелии), где наблюдается положительный миграционный баланс. В других «ледяных» регионах людей уезжает по-прежнему больше, чем приезжает. Накопившиеся там проблемы озвучил на арктическом саммите Игорь Шпектор, президент Союза заполярных городов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам.

Уйти, чтобы вернуться

«Мы не возвращаемся в Арктику, чтобы занять там достойное место, - сказал Игорь Шпектор в интервью корреспонденту «СПб ведомостей». - Россия оттуда не уходила. Но вернулось понимание того, что без заботы о людях ничего не достичь. Большими зарплатами в этот суровый край уже вряд ли заманишь, если нет дорог, школ и больниц. Нужно помочь ветеранам-полярникам уехать на большую землю, занявшись сносом аварийного жилья, а молодым семьям, готовым отправиться на их место, дать жилищные сертификаты...»

Человеческий капитал - решающий фактор, все остальное вторично. Такова стержневая идея, цементирующая Арктическую доктрину, которая перекликается с Доктриной энергетической безопасности РФ и госпрограммой социально-экономического развития Арктической зоны России (в прошлом году правительство утвердило ее в новой редакции) и состоит из десяти смысловых блоков: геополитика, экономика, экология и т. д.

Специалисты готовили десятизначный программный документ под эгидой петербургской Арктической общественной академии наук (АОАН) около пятнадцати лет. И убеждали, что его необходимо принять вместе с соответствующим федеральным законом, «заблудившимся» в парламентских коридорах, как можно скорее. Чтобы Россия сохранила доминирующее положение на полюсе холода, куда потянулись за лакомой долей пирога многие державы. Включая и те, которые считают себя в этом деле заинтересованной стороной.

Ломоносов впереди

«Белая книга», где Китай излагает основы своей государственной политики на «северах», имеет много общего с нашей Арктической доктриной. Этим наблюдением поделился на форуме Валерий Митько, президент АОАН, заместитель председателя Полярной комиссии при правительстве Петербурга.

В наиболее важных технологических, образовательных, исследовательских процессах первую скрипку играет Петербург. Так полагает, в частности, Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы Российской академии наук. Отдельного доклада в обоснование этого тезиса на международном саммите сделано не было, но тема эта возникла применительно к разным отраслям экономики.

Судостроение. Ведущая роль северной столицы в создании ледокольного флота неоспорима. Петербург поныне сохраняет здесь пальму первенства, а Выборг строит для студеных морей буровые платформы. В проектировании морской платформы «Приразломная», с помощью которой впервые в мире началась добыча нефти на арктическом шельфе, тоже участвовали петербургские специалисты. А апробация технологических решений при ее сооружении проходила в ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра.

Цифровая экономика. Базирующаяся в Петербурге компания «Газпром нефть» первой в России запустила «цифровое месторождение» (работы по безлюдному промыслу начались, к слову, еще в советское время), где нефть добывают, учитывают и готовят до товарной кондиции «умные» автоматизированные системы, обеспечивая безопасное и эффективное производство.

Машиностроение. Энергоблок «Академик Ломоносов», который через пару лет будет работать в составе первой в мире плавучей атомной станции, вырабатывая энергию для Чукотки, тоже создавали петербуржцы. Равно как и необходимые для северных регионов двигатели Стирлинга (тепловые машины).

Инновации. Горный университет создал прорывные разработки в поиске и добыче полезных ископаемых, транспортировке сырья и переработке углеводородов. А Центр компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого освоил метод «реверсивного» проектирования. Его суть - техническая документация создается на основе имеющихся в мире образцов. Данный метод позволил нашим промышленникам сделать еще один шаг в сторону импортозамещения. На это обратил внимание Виктор Хайков, президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса. По его словам, уже сейчас многое из того, что сделано в Петербурге, соответствует высоким международным стандартам.

#Арктика #развитие #инвестиции

Комментарии