Звуки музыки и времени. Со дня рождения Михаила Булгакова – 130 лет

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Звуки музыки и времени. Со дня рождения Михаила Булгакова – 130 лет | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

В жизни писателя самые важные города – Киев, где он родился, провел годы детства и юности, и Москва, где прошла вторая половина его недлинной, всего-то 49 лет, жизни. С Петербургом – Ленинградом его связывает не так уж много. И все же.

Один из адресов – гостиница «Астория». Если помните, здесь обнаружился финдиректор театра «Варьете» Римский – один из героев романа «Мастер и Маргарита». Попал он сюда после сеанса черной магии, устроенного Воландом и его свитой, – прятался в платяном шкафу в 412-м номере. Сам Булгаков останавливался в «Астории» летом 1933 и 1934 годов, когда МХАТ привозил на гастроли «Дни Турбиных». И в 1939 году, тоже летом, когда приехал с Еленой Сергеевной отдохнуть. Но был сражен приступом болезни, которая вскоре свела его в могилу.

А впервые он побывал в Ленинграде по приглашению Красного театра в начале 1930-х годов. Молодому пролетарскому театру не хватало хороших пьес, вот руководству и пришло в голову пригласить Булгакова. Переговоры с ним вела завлит театра Екатерина Шереметьева, она оставила воспоминания. Поселили Булгакова в лучшей гостинице города – «Европейской», с шиком возили по городу в открытом заморском автомобиле «Остин», показывая достопримечательности, и даже катали на американских горках. Михаил Булгаков написал для Красного театра пьесу «Адам и Ева».

Сегодня в петербургских театрах идут десятки спектаклей по пьесам и прозе Михаила Булгакова. Например, разные трактовки романа «Мастер и Маргарита» можно увидеть в театре-фестивале «Балтийский дом» (режиссер Йонас Вайткус), в «Мастерской» (Григорий Козлов, спектакль в четырех действиях идет два вечера подряд). Есть еще мюзикл, который идет в Театре ЛДМ. Одним из авторов либретто, кстати, был Сергей Шиловский-Булгаков – внук писателя (не кровный, а по линии третьей жены Елены Сергеевны Шиловской). Помнится, перед премьерой он рассказал, что занимался либретто, дабы следить за сохранением авторского текста: «Я дал согласие на то, чтобы поставили мюзикл по «Мастеру и Маргарите», потому что сегодня это очень популярный жанр. И, на мой взгляд, все получилось. Мюзикл выражает дух романа более точно, чем фильмы». Первым Воландом был великолепный Иван Ожогин.

Все «булгаковские» спектакли не перечислить. Назову лишь самые новые постановки. «Одиссея 1936» Константина Богомолова по пьесе «Иван Васильевич» в «Русской антрепризе» им. Андрея Миронова. «Бег» Михаила Ильина, поставленный в Учебном театре со студентами четвертого курса РГИСИ (курс Юрия Красовского). «Полоумный Журден» Александра Исакова, созданный коллективом «Петербург-концерта» – музыкально-драматическим театром «АРТ».

К 130-летию со дня рождения Булгакова Семен Спивак ставит в Молодежном театре на Фонтанке «Кабалу святош». Премьера – 14 мая. Пьесу о любимом и почитаемом Мольере Булгаков написал для МХАТ. В театре ее репетировали несколько лет, автору постоянно приходилось вносить изменения. То ее запрещали, то разрешали вновь. А когда наконец спектакль выпустили, сыграли лишь семь раз. После появления в «Правде» от 9 марта 1936 года разгромной статьи под названием «Внешний блеск и фальшивое содержание» «Мольер» был снят с репертуара. Для Булгакова это стало ударом. Но на компромиссы он не пошел и не стал больше ничего менять: «Запятой не переставлю!».

Любопытно, что пьесу поначалу Булгаков предлагал и БДТ. Не случилось. И все же спустя много лет «Мольер» появился на этой сцене. Многие еще помнят спектакль по этой пьесе, поставленный в 1973 году Сергеем Юрским. Сам он сыграл Мольера, Людовиком XIV был Олег Басилашвили.

«Остро пишете. Но следует знать, что есть темы, которых надо касаться с осторожностью...» – говорит Людовик Мольеру. В спектакле, как и, собственно, в пьесе Булгакова, важен конфликт «поэта и царя».

Спивак несколько сместил акценты. Вот что он сказал на встрече со зрителями перед премьерой:

– Мне кажется, что в конфликте между художником и властью виновата не только власть, но и художник. Это, возможно, прозвучит парадоксально, но если мы внимательно будем читать пьесу «Кабала святош», то поймем, что художник изображен в ней неоднозначно. И это важный акцент. Мы хотим показать объективную картину истории, рассказанной Булгаковым. В бедах человека во многом виноват он сам. Я не сужу Мольера, но пытаюсь увидеть объемно личность художника с его вершинами и недостатками...

Мольера играет Сергей Барковский, а в роли «короля-солнце» мы увидим Андрея Шимко.

«Кабала святош» – третий спектакль по пьесам Булгакова в Молодежном.

Много лет с аншлагами шли «Дни Турбиных». Горячо любимый публикой спектакль не так давно сняли с репертуара. Сохранилась запись – в карантин показывали онлайн.

– «Дни Турбиных» мы ставили не о Гражданской войне, не о столкновении армий, не о гибели русского офицерства, а о том, что в лихие времена важно сохранить домашний очаг, – говорит Спивак.

Елену Турбину-Тальберг играла Екатерина Унтилова, воплотившая в этом образе «суть женственности вечно золотую», хранительницу очага, дома с кремовыми занавесками, зеленой лампой и абажуром над круглым столом. Декорации к спектаклю делал Март Китаев.

Большая часть материалов, связанных с тем, ставшим театральной легендой, спектаклем «Дни Турбиных», что был поставлен в 1926 году на сцене МХАТа и так завораживал Сталина, хранится в Москве. Но кое-что есть и в Петербурге. Например, редкие фотографии спектакля с Николаем Хмелевым в роли Алексея Турбина, несколько рисунков и мемуары Ирины Колесовой, художницы, ученицы Осмеркина, работавшей в 1920-е годы во МХАТе. О них на встрече, посвященной предстоящей премьере «Кабалы святош», рассказала научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства Ольга Краева.

Довольно значительная коллекция материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя, хранится в Пушкинском Доме. Это прижизненные машинописные рукописи романа «Мастер и Маргарита», пьесы «Дни Турбиных». Переписка писателя с Замятиным, Мейерхольдом, Станиславским, Яншиным. Театральные афиши, программки, репертуарные еженедельники, открытки. Особый интерес представляют альбомы к театральным постановкам, в которые Булгаков вклеивал фотографии актеров, письма театральных чиновников, газетные рецензии...

22 мая, в субботу, стартует Ночь музеев. В честь 130-летия со дня рождения Михаила Булгакова в Большом зале Филармонии пройдет цикл из 12 концертов «Звуки музыки и времени в романе «Мастер и Маргарита». В исполнении петербургских музыкантов прозвучат сочинения классического репертуара, а также джаз и современная музыка: симфония Андрея Петрова «Мастер и Маргарита», «Фантастическая симфония» Берлиоза, хоровые сочинения... И, конечно, куплеты Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно. Призрак этой оперы витает во многих произведениях писателя, будь то «Белая гвардия», «Театральный роман» или «Мастер и Маргарита».

«Когда Турбиных и Тальбергов не будет на свете, опять зазвучат клавиши и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что «Фауст», как и «Саардамский плотник», – совершенно бессмертны».

#литература #Булгаков #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (6922) от 13.05.2021 под заголовком «Звуки музыки и времени».


Комментарии