Ничто не будет страшно. Со дня рождения Николая Гумилева – 135 лет

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения поэта Серебряного века, воина, путешественника Николая Степановича Гумилева. Дата не юбилейная, такие обычно не отмечают широко. Но в этом году грядет еще одна – печальная: 26 августа исполняется 100 лет со дня гибели поэта. Так что весь год будут события, связанные с памятью о Гумилеве. О том, как отметят день его рождения в Петербурге, рассказали на пресс-конференции в ТАСС.

Ничто не будет страшно. Со дня рождения Николая Гумилева – 135 лет | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Его влекли далекие экзотические страны, опасности и их преодоление, возможность испытать себя. В Африке Гумилев успел побывать за отпущенные ему 34 года четыре раза. В том числе в экспедиции 1913 года в Эфиопию, организованной Музеем антропологии и этнографии.

– Он привез оттуда не только впечатления и стихи, вошедшие впоследствии в сборник «Шатер», – рассказал Ефим Резван, арабист, историк, замдиректора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, – но и коллекции. Он отработал как настоящий ученый – за короткий срок его подготовили в музее, сумев превратить поэта в этнографа. Гумилев даже составил научные описи предметов. Вот только коллекции его не повезло. Экспедиция состоялась в 1913 году. А дальше – Первая мировая война, революция, арест, расстрел и запрет на упоминание его имени. Привезенные им коллекции были выведены из научного оборота. Вроде они есть, но как будто их нет. На мой взгляд, это помешало приоритету России в изучении исламской культуры в Африке и нас опередили итальянцы.

Фотографии, сделанные Гумилевым в Эфиопии, покажут под открытым небом – во дворе Кунсткамеры, на выставке, которая откроется сегодня. Они будут дополнены снимками, сделанными в научной экспедиции Музея антропологии и этнографии «по следам Гумилева» – она состоялась в 2008 году. А также цитатами из полевых дневников поэта и его стихов.

Вторая часть этой выставки тоже откроется сегодня – в саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она называется «Колдовская страна». Вы увидите снимки петербургского фотографа Татьяны Федоровой, сделанные в тех же местах, где странствовал Гумилев, но сто лет спустя.

Небольшая выставка к 135-летию поэта откроется в мемориальном пространстве Музея Анны Ахматовой. Известно, что Гумилев никогда не был в Фонтанном доме. Но его «неоплаканная тень» витала здесь – в памяти и воображении Анны Ахматовой. Его образ проникал во многие ее стихи. Посетители увидят на выставке мемории, автографы, прижизненные издания.

Празднование дня рождения Гумилева в Музее Анны Ахматовой началось 8 апреля, когда показали спектакль Светланы Озерской «Возвышенный жираф. Жизнь и поэзия господина Гумилева». Как перекличка с этим спектаклем – посвященная Ахматовой постановка «Анна», тоже созданная Озерской. Это не биография, а, скорее, эссе о тайне творчества. Образ Ахматовой как бы отражается во множестве зеркал – ее играют пять актрис, у каждой своя манера. Увидеть спектакль можно сегодня.

В 17.00 в саду Фонтанного дома начнется так называемый Открытый микрофон. Все желающие могут и почитать, и послушать стихи Гумилева.

Марина Писаренко, заведующая Музеем-квартирой Льва Гумилева, с радостью сообщила, что они – наконец-то! – открыты для публики.

– Мы открылись гораздо позже, чем Музей Анны Ахматовой. Пространство музея, который находится в жилом доме на Коломенской улице, невелико, нам было бы сложно соблюдать ограничения, вызванные пандемией, – объяснила она. – Но во время карантина мы не сидели сложа руки. Совместно с Фонтанным домом участвовали в создании серии фильмов «Петербург Николая Гумилева» по адресам, значимым в биографии поэта.

Сейчас в музее продолжает работу выставка «По линии наибольшего сопротивления». Названием стали слова Николая Гумилева: «Нужно всегда идти по линии наибольшего сопротивления. Это мое правило. Если приучить себя к этому, ничто не будет страшно».

Выставка прослеживает параллели, точки соприкосновения в судьбах отца и сына Гумилевых. Бежецк и Петербург, погружение в историю и географию, путешествия, военные дороги, экспедиции, научные исследования... Оба стали жертвами террора. Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, его сын Лев в эпоху сталинского террора оказался в ГУЛАГе.

Визуальный образ выставки создал художник Никита Сазонов.

В Педагогическом университете им. Герцена 16 и 17 апреля пройдет V международная научная конференция «Гумилевские чтения». История «Гумилевских чтений» по-своему уникальна: они возникли задолго до снятия цензурных запретов на имя поэта. Несколько десятилетий они проходили в подпольных условиях, исследователи и поклонники творчества поэта собирались в квартирах и кафе. Лишь в 1992 году удалось провести первую официальную конференцию «Николай Гумилев и русский Парнас».

А в Литературном музее Пушкинского Дома (Института русской литературы) 16 апреля в 16.00 пройдет специальная экскурсия, посвященная Гумилеву.

#поэт #день рождения #литература #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (6904) от 15.04.2021 под заголовком «Ничто не будет страшно...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?