Знаковый год для России, для Петергофа

Петергоф, парадная летняя резиденция, основанная Петром I на побережье Финского залива, во все времена своего существования являлась символом российской государственности. С самого начала биографии любимому «детищу» Петра Великого была свойственна ритуальность, отражающая живую историю страны. Здесь торжественно отмечались орденские праздники и «викториальные даты», посвященные славе русского оружия, устраивались дипломатические приемы и грандиозные иллюминированные торжества. В середине лета, в дни знаменитого «петергофского праздника» резиденция открывалась для всех слоев населения.

Знаковый год для России, для Петергофа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Знаковый для России 2018-й, год президентских выборов, играет особую роль и в истории Петергофа. В этом году отмечается 100-летие его музейного существования - превращения знаменитой «дачи» Романовых в общедоступный музей. Отречение императора в марте 1917 года явилось точкой отсчета новой жизни всех царских летних резиденций - Петергофа, Царского Села, Гатчины и Павловска. «Старые хозяева ушли...» - гласило воззвание большевиков, и вскоре пригородные дворцы объявили национальным достоянием. Теперь здесь заработали комиссии по приемке и охране художественного и хозяйственного имущества, но для глобального решения дальнейшей судьбы дворцов требовались государственные решения, и они не заставили себя ждать. В январе 1918 года А. В. Луначарский подписывает указ о начале работ по переустройству дворцов, а в марте выходит декрет Совета народных комиссаров «О национализации имущества низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома». Так начинался «музейный век» пригородов...

С этого времени промчалось столетие, и четыре дворцово-парковых ансамбля, составляющих блистательное ожерелье, окружающее город, объединили усилия, чтобы вместе еще раз осмыслить историю своих дворцов, ставших музеями. Программа юбилейного года обширна, наполнена событиями и поддержана самыми уважаемыми людьми города. На малой сцене Александринского театра уже начал работу лекторий, где историки и искусствоведы будут рассказывать о прошлом дворцов, во всех музеях-заповедниках пройдут научные конференции и масштабные праздники, выйдут книги, альбомы и журналы. Главный совместный выставочный проект «Хранить вечно» реализуется осенью в ЦВЗ «Манеж».

Обмен идеями сотрудников музеев и театра, который представляют Андрей Могучий и его команда, должен подвести очень «петербургский» итог наших трудных поисков и раздумий, позволивших осознать, что в истории пригородов отразились история нашего города и история России.

«Музейный век» бывших царских резиденций складывался сложно, противоречиво, а порой и трагично. В послереволюционные годы во дворцы Романовых шли толпы людей, которых влекло сюда пытливое любопытство посмотреть «как жили цари». Отец когда-то рассказывал мне, маленькой девочке, что на Нижнюю дачу последних Романовых в парке «Александрия» его привозили много раз, чтобы показать игрушки мальчика-цесаревича. При этом эти игрушки уже утратили свою принадлежность юному владельцу с трагической судьбой, а сам музей - мемориальную составляющую.

Желание превратить царские дворцы в безликие «музеи дворянского быта», сделав каждый из них «домом без хозяина», привело представителей новой власти к запрету говорить и думать об их владельцах, каждый из которых вложил душу и проявил индивидуальность в оформлении своих резиденций. Венценосные владельцы привлекали сюда лучших зодчих, сформировали художественные коллекции, внедрили в быт достижения техники своего времени.

Первые музейные директора, работавшие бок о бок с комиссарами, стали истинными хранителями дворцов, проявив исключительную заботу об их будущем. Посещаемость петергофских дворцов в первые послереволюционные годы достигала полутора миллионов человек в год, что составляет почти треть от сегодняшнего потока туристов. Однако представители высокой петербургской интеллигенции и художественной элиты не смогли смириться с тем, что история каждой резиденции получила новую, искаженную временем, трактовку, в искусство вмешались политика и идеология. Многие из них - А. Н. Бенуа, В. П. Зубов, Г. К. Лукомский, А. А. Половцов - покинули Россию, уехав в эмиграцию, где продолжали преданно служить России вне России...

В 1930-е годы прошли массовые распродажи произведений искусства и перераспределение дворцовых коллекций, за ними последовали репрессии музейных руководителей. Ярким примером человеческой трагедии стала судьба петергофского директора Н. И. Архипова. В 1937 году он вместе с группой коллег был арестован, и среди прочих обвинений особо циничными выглядели упреки в почтительном отношении к «царским горшкам и подштанникам». Печальные события произошли в Петергофе через три года после визита Сталина и Кирова, во время которого «вождь и учитель» уверенно одобрил политику сохранения и царских резиденций, и их реликвий. Однако сотрудников Петергофа это не спасло...

Потом дворцы, подобно людям, начали стареть, а средства на необходимые им ремонты не выделялись. Исключительные по своей красоте исторические парки были искалечены аттракционами, пляжами и танцплощадками, и, кстати, наследие «режима ЦПКиО» живет до сих пор. В скобках заметим, что запрещение лежать на траве и жарить шашлыки в историческом парке «Александрия» нравится сегодня отнюдь не всем окрестным жителям...

В середине ХХ столетия страшная война практически стерла петергофские дворцы с лица земли. На Нюрнбергском процессе разрушение ленинградских пригородов позиционировалось как страшное варварство, и в конечном итоге, по словам ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, «от Петергофа сохранилось только небо»...

Зато теперь это было мирное небо, и вместе с резиденциями Царского Села, Павловска и позднее - Гатчины Петергоф возрождался из руин. Десятилетия потребовались для того, чтобы дворцы засверкали новой позолотой, а на аллеях парка забили серебристые струи исторических фонтанов. А «Самсон», судьба которого и сегодня по-прежнему неведома, возродился и стал не только символом величия и мощи русского народа во все времена, но и ярким свидетельством мастерства ленинградской реставрационной школы.

Сегодня, продолжая историческую традицию, в Петергоф приезжают высокие гости, главы иностранных держав, политики. Им показывают дворцовый ансамбль как символ таланта и мастерства людей, сплавивших в грандиозном ансамбле красоту северной природы, архитектурные идеи и чудо водной феерии. Важное место в петергофской летописи отводится визитам президента России В. В. Путина, история семьи которого связана с Петергофом: здесь до войны жили его родители, и отсюда Владимир Путин-старший уходил на фронт. Президент страны присутствовал в Петергофе на Большом каскаде, где в 2003 году разворачивались торжества по поводу 300-летия Санкт-Петербурга, а в 2013 году проходили заседания саммита «большой двадцатки» G20. Дворцы-музеи неизменно дают возможность глубинного понимания истории и культуры России.

Сегодня в старой петровской резиденции сохраняются исторические дворцы и создаются новые музеи разного профиля. Их стало тридцать два - исторических и современных, и наша история живет в петергофских музеях по особым правилам честного открытого диалога со зрителем, которому нужна историческая правда, свободная не только от фальсификации, но даже от исторического анекдота. Вести подобный диалог могут и хотят молодые исследователи, у которых есть желание и потенциал для осмысления и переосмысления прошлого, создания научных концепций музейных экспозиций, выставок и масштабных праздников, традиционных для петергофской культуры.

Музей неизменно ориентирован на молодежь. Отдавая приоритет музейной подлинности, мы включаем в свои программы достижения современных мультимедийных технологий. В контакте с педагогами петербургских школ мы создаем новые образовательные программы. Мы хотим быть услышаны в своем стремлении сохранять петергофские парки в их историческом облике, с соблюдением полной безопасности, не привнося сюда элементов «кича». Музей не устает надеяться, что территория водоподводящей системы Петергофа обретет владельца и будет бережно охраняться. Мы мечтаем, чтобы ленинградская реставрационная школа получила новые импульсы для своего развития, хотим восстановить Нижнюю дачу последних Романовых в «Александрии», используя в этом процессе современные инновационные идеи.

Все эти планы должны реализоваться в мирном, стабильном, заинтересованном в исторической правде обществе, где использование величайших достижений культуры должно быть профессиональным и точно выверенным, где мнение каждого из нас важно и учтено. Для этого и существуют выборы. А чтобы задуманное каждым, в разных жизненных сферах, свершилось - петербуржцы должны непременно участвовать в выборах, высказать свою позицию, думая о будущем и страны, и своего любимого города. А год 100-летнего юбилея его пригородных резиденций может и должен еще раз подарить миру понимание величия северной столицы и огромного потенциала ее уникальных музеев.

#ГМЗ «Петергоф» #100-летие #пригородные резиденции

Комментарии