Знаковый год для России, для Петергофа

Петергоф, парадная летняя резиденция, основанная Петром I на побережье Финского залива, во все времена своего существования являлась символом российской государственности. С самого начала биографии любимому «детищу» Петра Великого была свойственна ритуальность, отражающая живую историю страны. Здесь торжественно отмечались орденские праздники и «викториальные даты», посвященные славе русского оружия, устраивались дипломатические приемы и грандиозные иллюминированные торжества. В середине лета, в дни знаменитого «петергофского праздника» резиденция открывалась для всех слоев населения.

Знаковый год для России, для Петергофа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Знаковый для России 2018-й, год президентских выборов, играет особую роль и в истории Петергофа. В этом году отмечается 100-летие его музейного существования - превращения знаменитой «дачи» Романовых в общедоступный музей. Отречение императора в марте 1917 года явилось точкой отсчета новой жизни всех царских летних резиденций - Петергофа, Царского Села, Гатчины и Павловска. «Старые хозяева ушли...» - гласило воззвание большевиков, и вскоре пригородные дворцы объявили национальным достоянием. Теперь здесь заработали комиссии по приемке и охране художественного и хозяйственного имущества, но для глобального решения дальнейшей судьбы дворцов требовались государственные решения, и они не заставили себя ждать. В январе 1918 года А. В. Луначарский подписывает указ о начале работ по переустройству дворцов, а в марте выходит декрет Совета народных комиссаров «О национализации имущества низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома». Так начинался «музейный век» пригородов...

С этого времени промчалось столетие, и четыре дворцово-парковых ансамбля, составляющих блистательное ожерелье, окружающее город, объединили усилия, чтобы вместе еще раз осмыслить историю своих дворцов, ставших музеями. Программа юбилейного года обширна, наполнена событиями и поддержана самыми уважаемыми людьми города. На малой сцене Александринского театра уже начал работу лекторий, где историки и искусствоведы будут рассказывать о прошлом дворцов, во всех музеях-заповедниках пройдут научные конференции и масштабные праздники, выйдут книги, альбомы и журналы. Главный совместный выставочный проект «Хранить вечно» реализуется осенью в ЦВЗ «Манеж».

Обмен идеями сотрудников музеев и театра, который представляют Андрей Могучий и его команда, должен подвести очень «петербургский» итог наших трудных поисков и раздумий, позволивших осознать, что в истории пригородов отразились история нашего города и история России.

«Музейный век» бывших царских резиденций складывался сложно, противоречиво, а порой и трагично. В послереволюционные годы во дворцы Романовых шли толпы людей, которых влекло сюда пытливое любопытство посмотреть «как жили цари». Отец когда-то рассказывал мне, маленькой девочке, что на Нижнюю дачу последних Романовых в парке «Александрия» его привозили много раз, чтобы показать игрушки мальчика-цесаревича. При этом эти игрушки уже утратили свою принадлежность юному владельцу с трагической судьбой, а сам музей - мемориальную составляющую.

Желание превратить царские дворцы в безликие «музеи дворянского быта», сделав каждый из них «домом без хозяина», привело представителей новой власти к запрету говорить и думать об их владельцах, каждый из которых вложил душу и проявил индивидуальность в оформлении своих резиденций. Венценосные владельцы привлекали сюда лучших зодчих, сформировали художественные коллекции, внедрили в быт достижения техники своего времени.

Первые музейные директора, работавшие бок о бок с комиссарами, стали истинными хранителями дворцов, проявив исключительную заботу об их будущем. Посещаемость петергофских дворцов в первые послереволюционные годы достигала полутора миллионов человек в год, что составляет почти треть от сегодняшнего потока туристов. Однако представители высокой петербургской интеллигенции и художественной элиты не смогли смириться с тем, что история каждой резиденции получила новую, искаженную временем, трактовку, в искусство вмешались политика и идеология. Многие из них - А. Н. Бенуа, В. П. Зубов, Г. К. Лукомский, А. А. Половцов - покинули Россию, уехав в эмиграцию, где продолжали преданно служить России вне России...

В 1930-е годы прошли массовые распродажи произведений искусства и перераспределение дворцовых коллекций, за ними последовали репрессии музейных руководителей. Ярким примером человеческой трагедии стала судьба петергофского директора Н. И. Архипова. В 1937 году он вместе с группой коллег был арестован, и среди прочих обвинений особо циничными выглядели упреки в почтительном отношении к «царским горшкам и подштанникам». Печальные события произошли в Петергофе через три года после визита Сталина и Кирова, во время которого «вождь и учитель» уверенно одобрил политику сохранения и царских резиденций, и их реликвий. Однако сотрудников Петергофа это не спасло...

Потом дворцы, подобно людям, начали стареть, а средства на необходимые им ремонты не выделялись. Исключительные по своей красоте исторические парки были искалечены аттракционами, пляжами и танцплощадками, и, кстати, наследие «режима ЦПКиО» живет до сих пор. В скобках заметим, что запрещение лежать на траве и жарить шашлыки в историческом парке «Александрия» нравится сегодня отнюдь не всем окрестным жителям...

В середине ХХ столетия страшная война практически стерла петергофские дворцы с лица земли. На Нюрнбергском процессе разрушение ленинградских пригородов позиционировалось как страшное варварство, и в конечном итоге, по словам ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, «от Петергофа сохранилось только небо»...

Зато теперь это было мирное небо, и вместе с резиденциями Царского Села, Павловска и позднее - Гатчины Петергоф возрождался из руин. Десятилетия потребовались для того, чтобы дворцы засверкали новой позолотой, а на аллеях парка забили серебристые струи исторических фонтанов. А «Самсон», судьба которого и сегодня по-прежнему неведома, возродился и стал не только символом величия и мощи русского народа во все времена, но и ярким свидетельством мастерства ленинградской реставрационной школы.

Сегодня, продолжая историческую традицию, в Петергоф приезжают высокие гости, главы иностранных держав, политики. Им показывают дворцовый ансамбль как символ таланта и мастерства людей, сплавивших в грандиозном ансамбле красоту северной природы, архитектурные идеи и чудо водной феерии. Важное место в петергофской летописи отводится визитам президента России В. В. Путина, история семьи которого связана с Петергофом: здесь до войны жили его родители, и отсюда Владимир Путин-старший уходил на фронт. Президент страны присутствовал в Петергофе на Большом каскаде, где в 2003 году разворачивались торжества по поводу 300-летия Санкт-Петербурга, а в 2013 году проходили заседания саммита «большой двадцатки» G20. Дворцы-музеи неизменно дают возможность глубинного понимания истории и культуры России.

Сегодня в старой петровской резиденции сохраняются исторические дворцы и создаются новые музеи разного профиля. Их стало тридцать два - исторических и современных, и наша история живет в петергофских музеях по особым правилам честного открытого диалога со зрителем, которому нужна историческая правда, свободная не только от фальсификации, но даже от исторического анекдота. Вести подобный диалог могут и хотят молодые исследователи, у которых есть желание и потенциал для осмысления и переосмысления прошлого, создания научных концепций музейных экспозиций, выставок и масштабных праздников, традиционных для петергофской культуры.

Музей неизменно ориентирован на молодежь. Отдавая приоритет музейной подлинности, мы включаем в свои программы достижения современных мультимедийных технологий. В контакте с педагогами петербургских школ мы создаем новые образовательные программы. Мы хотим быть услышаны в своем стремлении сохранять петергофские парки в их историческом облике, с соблюдением полной безопасности, не привнося сюда элементов «кича». Музей не устает надеяться, что территория водоподводящей системы Петергофа обретет владельца и будет бережно охраняться. Мы мечтаем, чтобы ленинградская реставрационная школа получила новые импульсы для своего развития, хотим восстановить Нижнюю дачу последних Романовых в «Александрии», используя в этом процессе современные инновационные идеи.

Все эти планы должны реализоваться в мирном, стабильном, заинтересованном в исторической правде обществе, где использование величайших достижений культуры должно быть профессиональным и точно выверенным, где мнение каждого из нас важно и учтено. Для этого и существуют выборы. А чтобы задуманное каждым, в разных жизненных сферах, свершилось - петербуржцы должны непременно участвовать в выборах, высказать свою позицию, думая о будущем и страны, и своего любимого города. А год 100-летнего юбилея его пригородных резиденций может и должен еще раз подарить миру понимание величия северной столицы и огромного потенциала ее уникальных музеев.

#ГМЗ «Петергоф» #100-летие #пригородные резиденции

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.