Жить танцуя. Владимир Шкляров – о новом балете

XIX международный фестиваль балета «Мариинский» проходит с 11 по 22 марта. О его программе уже знают читатели нашей «Афиши». Знают и о том, что премьер Мариинского театра Владимир Шкляров представит на Новой сцене свой творческий вечер. К этому событию приурочена и фотовыставка, составленная из работ Александра Гуляева. Она открылась в первый день фестиваля. Владимир ШКЛЯРОВ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о новом балете и особенностях балетной карьеры.

Жить танцуя. Владимир Шкляров – о новом балете | © Мариинский театр. Фотограф Александр ГУЛЯЕВ. 2020 г.

© Мариинский театр. Фотограф Александр ГУЛЯЕВ. 2020 г.

- В программе вашего творческого вечера - два балетных хита и мировая премьера. Почему вы составили программу именно так?

- Я решил, что творческий вечер должен обязательно включать новую работу. Ею стал «Palimpsest. Заново написанный» на музыку Бэлы Бартока в хореографии Юрия Смекалова. С этого начнется вечер. Затем представим шедевры, проверенные временем, одни из моих любимых. Балет «Юноша и Смерть» Ролана Пети я проживаю и танцую всегда по-разному, неизменной остается только моя партнерша - балерина Мариинского театра Екатерина Кандаурова. Завершать же вечер будем «Бриллиантами» Джорджа Баланчина на музыку Чайковского с балериной Викторией Терешкиной, самым ярким для меня бриллиантом.

- Музыка «Palimpsest. Заново рожденный» принадлежит Бартоку, классику ХХ века. В работе над этой премьерой с вами сотрудничают и самый востребованный сегодня в России хореограф Юрий Смекалов, и один из модных писателей Александр Цыпкин.

- Я очень рад, что у нас у всех получилось организоваться. У каждого - безумнейший график. Александр Цыпкин специально для нас написал рассказ, отрывки из которого я буду читать со сцены. Этот формат для меня совершенно новый и необычный, а все новое, как правило, немножко неудобное. К этому нужно привыкнуть, чтобы почувствовать себя уверенно, как в пластических этюдах. Только здесь - предложения, паузы, сбивка ритма, подача голоса... Саша сумел учесть и адаптировать в своем тексте в кратчайшие сроки много наших пожеланий, все сочиняется им специально под спектакль. Я очень доволен тем, как все это сейчас выглядит. С Юрием Смекаловым мы друзья в жизни, продолжаем дружить и по другую сторону рампы, в совместных работах.

Новый спектакль, дав импульс мне как исполнителю, тоже стал колоссальным опытом для нас обоих. Он готовится в сжатые сроки в непростых условиях. При любом другом хореографе я отказался бы от подобного риска, но в данном случае доверяю на 100%, и мы доведем это до победного конца. О том, что такое палимпсест, я расскажу лично со сцены. Как вы знаете, в древности писали рукопись на пергаменте, с течением времени стирали с него то, что переставало быть важным, и наносили другую запись. Так происходило по нескольку раз. Так можно говорить и о нашей жизни, в которой на один и тот же «пергамент» в виде нашего тела и души наносятся разные надписи.

- Возникает предположение, что этот спектакль так или иначе связан с вашей биографией. Хотите что-то заново написать?

- Согласен с вами, поскольку все со всем взаимосвязано. Мне бы очень хотелось, чтобы зрители пришли на мой вечер посмотреть не только классику, где все предельно понятно. В Palimpsest мы даем зрителям почву для размышления под фантастическую музыку Бэлы Бартока. Во всем этом, конечно, есть и отголосок моей личной жизни. Но на этом я, пожалуй, закончу, потому что дальше буду навязывать свой смысл, а мне не хочется этого делать.

- В Мариинском театре давно танцуют современную хореографию. Но заметна тенденция: если солист вдруг начинает активно переходить на contemporary dance, значит, дает понять, что его карьера классического танцовщика завершается. Есть такая закономерность?

- Да, это закономерная тенденция. Не скажу ничего нового, если напомню, что балет - искусство молодых. Если говорить о классике, то, несмотря на накопленный опыт, уверенность, на то, как ты держишь себя на сцене, в 40 лет не будешь прыгать, как в 25. Звучит жестоко, но у нас такая профессия. Нужно правильно преодолеть рубеж, когда очень хочется, но уже не нужно. Кто-то уходит учить, передавать опыт, а тот, кто любит сцену и кого любит сцена, чтобы еще как-то задержаться, ищет возможности иного синтеза новых форм, жанров.

- Как происходит в вашем случае?

- Поживем - увидим. Года два-три я еще спокойно потанцую классику. Расставание с классикой - это нормально. Мы должны понимать, что взрослеем, хотя и не стареем, что на смену приходит новое молодое амбициозное поколение, наступающее на пятки. Важно вовремя это понять и найти выход, куда двигаться дальше. Я буду пробовать что-то новое и интересное.

- В прошлом сезоне вы попробовали себя в роли хореографа, представив в соавторстве с Александром Челидзе номер «Шум мыслей». Понравилось?

- Не могу назвать это балетом. Мы готовили спектакль для вечера молодых хореографов, который ежегодно проходит на фестивале балета «Мариинский». Я не хотел никого удивлять, конкурировать по поводу пластических находок или поиска чего-то в неоклассике. Хотелось сделать что-то совсем необычное, но не было желания понравиться всем. Спектакль получился биографичным. Я уверен, что это не последняя наша работа.

- Не так давно вы выпустили свою первую книгу «Жить танцуя». Это фотомемуары?

- Это фотоальбом, наша совместная книга с дизайнером Сашей Гуляевым. Фотографии я выбирал сам, решил, что такими фотографиями нужно поделиться. Я человек, который родился в Ленинграде, окончил Академию русского балета имени Вагановой, пришел в Мариинский театр во вспомсостав, потому что меня не взяли в штат. После чего прошел всю карьерную лестницу, став премьером театра, а затем и приглашенным гостем в различных зарубежных труппах. Мне хотелось показать, каких артистов воспитывает наш город, академия, и тех, кто выходит на сцену Мариинского театра. Этот альбом мне очень дорог. Мемуары писать пока рано. Но всему свое время.

- Русский балет по-прежнему впереди планеты всей?

- Конечно. Как хоккей и космос.

#балет #Мариинский театр #фестиваль #танцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (6442) от 12.03.2020 под заголовком «Жить танцуя».


Комментарии