Зал памяти Александра III, а памятник - Льву Толстому
Идея строительства Российского этнографического музея возникла в конце 19 века на волне всеобщего интереса к отечественной истории. Этот процесс был всесторонним со стороны творческой интеллигенции и властей.

ФОТО предоставлено Российским этнографическим музеем
Идея строительства Российского этнографического музея возникла в конце 19 века на волне всеобщего интереса к отечественной истории. Этот процесс был всесторонним со стороны творческой интеллигенции и властей.
Композиторы «Могучей кучки», художники-передвижники, литераторы-народники обратились к теме своего народа, его бытописанию. Эта линия заняла главенствующее направление в искусстве. Исследования фольклора, этнографии стали инициироваться государством, в 1867 году создается Русское географическое общество, Московское общество истории и древностей, Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии и т.д.
К этому времени Российская империя, прирастая новыми территориями, включила в орбиту своего влияния этносы и народы, чье мирное сосуществование стало залогом стабильности государства. На новый музей возлагалась уникальная до той поры миссия – отдавая должное государствообразующему народу, знакомить с новыми гражданами, этническими культурами, демонстрируя доктрину полиэтничного государства.
На базе Русского музея, под который был выделен Михайловский дворец, предстояло создать комплекс отечественной культуры и искусства. Идея создания такого комплекса принадлежит императору Александру III, но реализована она была после его смерти Николаем II.
Михайловский дворец переоборудовали под Русский музей, Этнографический отдел и Памятный зал в составе Русского музея предстояло построить. Для их постройки пригласили положительно зарекомендовавшего при переустройстве Михайловского дворца молодого 37-летнего архитектора Василия Свиньина (1865–1939). Символично, что автором проекта и главным архитектором здания музея народной культуры стал выходец из простого народа - крестьянский сын.
Этнографический отдел построен на месте конного манежа, его композиционным центром является Памятный зал (сегодня - Мраморный зал). Повторю, что задумывался он как Зал памяти Александра III. Потому доминантой зала был бронзовый монумент императору. По задумке авторов, российский самодержец располагался в центре зала у торцовой стены «в окружении своих подданных», запечатленными на горельефе, проходящем по периметру балкона. Авторы фриза - скульпторы Матвей Яковлевич Харламов (1870–1930) и Василий Семенович Богатырев (1871–1941).

Памятник Александру III в Памятном зале 1915 г., архив ГРМ. Фото предоставлено РЭМ.
В декабре 1915 года памятник был установлен, но простоял он здесь не долго, в 1918 году вышел «Декрет о памятниках Республики», согласно которому «…памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». В двадцатых годах 20 века памятник демонтировали и с этого времени зал стал именоваться Мраморным.
Сегодня в Мраморном зале символизирует многонациональную Россию этот смонтированный для примерки гипсовый горельеф. Отлить его как задумывалось, в бронзе не успели, началась Первая Мировая война.
Фрагменты горельефа - скульпторы М. Я. Харламов. Фото предоставлено РЭМ.
Содержание горельефа - сцены из крестьянской жизни народов России, раскрывает концепцию музея - этническое многообразие страны. Открывается скульптурный ряд сценой из жизни русского народа – «Проводы рекрута в армию». Сюжет словно иллюстрирует написанный в ноябре 1909 г. очерк Л. Н. Толстого «Песни на деревне». Здесь, среди повседневной крестьянской жизни вырисовывается силуэт писателя. Композиция построена вокруг его фигуры, он запечатлен в центре группы мужиков – общается с ними. На его плечи накинута длинная, с большим шалевидным енотовым воротником, шуба (выставлена в Музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Хамовниках). Писатель изображен вполоборота, в центре крестьянской жизни, но, как бы, в стороне от официоза.
Очерк «Песни на деревне» был написан Толстым под впечатлением проводов яснополянских новобранцев в октябре 1909 г., ровно за год до смерти. Сюжет описывает фрагменты мирной деревенской жизни, в плавное течение которой ворвалось горькое веселье проводов на военную службу, а может быть, и проводов навсегда, как это произошло с Петрухой Авдеевым, персонажем повести «Хаджи-Мурат», последнюю редакцию которой писатель закончил накануне. В повести Толстой показал каким мог быть дальнейший путь новобранца, и окружавший его мир иной культуры.
Этнографическая достоверность произведений Толстого делает их ценным источником исторической информации, а идея, выраженная в аварской пословице устами главного героя Хаджи Мурата, может служить эпиграфом и к концепции музея, и к полиэтничному российскому государству: «У нас пословица есть, — <...> угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, — оба голодные остались.<...> Всякому народу свой обычай хорош».

Фото предоставлено РЭМ.
Сегодня Лев Толстой остается единственным историческим лицом, запечатленным в музее народной культуры. Запечатлеть опального в то время писателя в таком знаковом месте, рядом с памятником российскому самодержцу императору Александру III – неслыханная дерзость со стороны скульпторов и архитектора, но отдавая дань гражданской позиции Толстого, связанной с народом, его подвижничеству и литературному наследию, авторы решились на такой шаг. Вызывает удивление и уважение позиция императорского двора, ведь в их власти было изъятие этого фрагмента. Но, вероятно, понимая значение писателя для России, удалить изображение не решились.
Лев Толстой, уже в начале 20 века был для России больше, чем писатель. Он мыслитель и философ, красной нитью через все его творчество проходит народная тема. Подвижник Толстой построил целую образовательную программу для крестьянских детей и сам их учил, общественный деятель Толстой, стремясь погрузиться в жизнь обездоленного простого народа, принял участие в переписи населения 1897 года. Александр III, зачитывался произведениями Толстого, понимая его значение для России, писал министру внутренних дел Победоносцеву: «Прошу Вас Толстого не трогать, Я ни сколько не намерен обращать на него всеобщее негодование».
Глядя на изображение русского писателя на горельефе Этнографического музея, проникаешься метаморфозой судьбы - Толстой стал единственной исторической личностью, запечатленной авторами-строителями музея в зале памяти Александра III.
Неизбежность обращения музея к личности и творчеству Толстого в XXI веке была предопределена со времени основания музея. Сюжет горельефа подсказал темы экскурсий: для широкого круга посетителей это «Крестьянский мир графа Л.Н. Толстого» и для детей «Муравейное братство». В основе экскурсий – тексты произведений Толстого и экспонаты музея, связанные с миром этой крестьянской культуры. Эти экскурсии помогают раскрыть своеобразный мир героев и самого писателя – мыслителя Льва Толстого, так любившего свой «кроткий, мудрый, святой <...> народ».
Материалы рубрики
Русский музей отметит свое 125-летие
Арки и башни. История дома на Комсомольской площади
Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
«Гений места». В чью честь назван Матисов остров?
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии