В Российском этнографическом музее открылась выставка вышивок и тканей Узбекистана
В Российском этнографическом музее работает выставка «Шелковые нити Узбекистана: традиционные вышивки и ткани». К 120‑летию РЭМ вышивки впервые стали главными персонажами показа.

ФОТО автора
Как рассказала Татьяна Емельяненко, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Средней Азии и Кавказа, она стремилась создать образ цветущего сада, счастливой радостной жизни. Все предметы датируются серединой XIX — началом ХХ века, они изготовлены в нескольких самых известных центрах вышивального и ткацкого ремесла Узбекистана — Бухара, Самарканд, Шахрисабз, города Ферганской долины и другие.
Вышивки поступили в РЭМ как дары, они приобретались в экспедициях и у коллекционеров. Большая часть предметов бытовая: женщины одной семьи вышивали комплекты — покрывала на постели, на подушки, занавески и т. д. Многие предметы создавались для будущих свадеб.
Исключения на выставке составляют несколько вышивок, поступивших в качестве дипломатических даров от бухарских эмиров. Они хранились в царских резиденциях.
Рисунки вышивок содержат стилизованные растительные узоры, солярные знаки, изображения гранатов. Это символы бесконечности жизни, пожелания счастья, благополучия и продолжения рода. Рисунки на разных вышивках никогда не повторяются. На одной вышивке, сделанной для «болинпуша» (покрывала на подушки), можно увидеть изображения птичек. В четырех углах этого предмета находятся треугольники с орнаментальным изображением внутри, их называют «тумар». Это обереги, они встречаются также на детских тюбетейках и ювелирных украшениях.
К дипломатическим дарам относится крупноформатный бухарский «дастархан» из эмирских мастерских. Это могла быть и скатерть, и стол, если ее положить на землю. Она вышита мелкими изящными узорами. Другой дар — декоративная настенная вышивка «сузани» с цветами на красной ткани — принадлежала императрице Марии Федоровне, жене Александра III.
Куратор показывает еще два редких предмета. Это ферганский болинпуш с орнаментом, похожим на китайские. Через Ферганскую долину проходил Великий шелковый путь, у местных мастеров были тесные связи с Китаем. На одном бухарском «сузани» не все размеченные углем цветочки покрыты вышивкой. Это не халатность, а умысел мастериц, они оставляли свободные пространства как символ бесконечности жизни. Сейчас такие вышивки уже не делают.
Выставку дополняют образцы тканей, выполненных в технике «икат». Нити окрашивали перед тем, как из них ткали материю. Мастер заранее наносил контур будущего рисунка на выложенные в ряды нити. Эти части окрашивались, после чего нити заряжались в ткацкий станок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7246) от 02.09.2022 под заголовком «Красной шелковой нитью».
Материалы рубрики
Большой египетский музей откроется в 2023 году
Сокровища древних царств. В Эрмитаже открылись две новые выставки
Популярные экспонаты Музея Арктики оставались на своих постоянных местах в дни вражеской блокады
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии