Закрывший эпоху. Ушел из жизни Станислав Гаудасинский

На 84-м году жизни скончался Станислав Леонович Гаудасинский, заведующий кафедрой режиссуры музыкального театра в Санкт-Петербургской консерватории, профессор.

Закрывший эпоху. Ушел из жизни Станислав Гаудасинский | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

В его уходе так и слышится громкий звук массивной двери, которую захлопнула за собой большая эпоха. Еще больше впечатляет то, как словно по ведомому лишь им одним сценарию, почти театрально ушла в мир иной целая семья, не мыслившая жизни друг без друга. Вслед за мамой выдающейся певицей Ириной Богачевой спустя чуть больше месяца ушла тяжело болевшая дочь пианистка Елена Гаудасинская, а спустя полгода - и глава этой яркой петербургской музыкально-театральной династии Станислав Гаудасинский.

Они были почти неразлучно вместе с тех пор, как создали свою семью. Мама пела, дочь ей аккомпанировала, папа ставил спектакли, определяя политику Ленинградского государственного Малого театра оперы и балета, где больше четверти века был сначала главным режиссером (1980 - 1990), а потом художественным руководителем и директором (1992 - 2007) этого театра, носившего с 1989 года имя М. П. Мусоргского, а с 2001-го вновь обретшего историческое имя Михайловского.

С 2007-го по 2008 год он занимал почетный пост президента Санкт-Петербургской консерватории. Сегодня в репертуаре Михайловского театра идут лишь несколько спектаклей, поставленных Станиславом Леоновичем, - «Травиата» Верди, «Тоска» Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского, а когда-то его имя значилось на афише каждой новой премьеры. Окончивший Ленинградскую консерваторию по классу вокала как бас, а спустя несколько лет и по специальности «Режиссер музыкального театра» у мэтров советской режиссуры профессоров Е. Н. Соковнина и Р. И. Тихомирова, он был верным учеником своих учителей, развивая традиции монументального оперного реализма, охранителя классики. Лауреат множества премий, Станислав Гаудасинский получил в 1983 году Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки за постановку оперы «Мария Стюарт» Сергея Слонимского, премьера которой состоялась в Ленинграде в 1981 году наперекор многим обстоятельствам.

«Будучи учеником школы и приезжая с мамой в Ленинград на воскресные музейные туры, мы обязательно ходили в Малый оперный, и именно там я посмотрел много спектаклей в постановке Станислава Леоновича Гаудасинского. Спустя годы во время первых гастролей «Геликон-оперы» в Петербурге в Эрмитажном театре я получил приглашение на ужин от самого Гаудасинского, хотя никогда не был знаком с ним лично. Мы сидели в ресторане, говорили о музыке, опере, артистах, вспоминали моих учителей, немного спорили, но вышли, подружившись надолго. Маэстро Гаудасинский приглашал меня несколько раз быть председателем государственной экзаменационной комиссии на режиссерском факультете Санкт-Петербургской консерватории. И вот уже нет этой семьи, нет моих кумиров, друзей, осталась память о спектаклях и встречах», - поделился своими воспоминаниями Дмитрий Бертман, художественный руководитель московского театра «Геликон-опера».

Ведущая солистка Михайловского театра Мария Литке тоже вспоминает своего наставника: «Станислав Леонович запомнился мне как человек крупного масштаба во всем. Он обладал самыми главными качествами художественного руководителя - точной творческой позицией, абсолютным профессионализмом, чувством юмора, широтой души и прозорливостью. Я попала в настоящий «театр-дом», который он создал. В этом театре Станислава Леоновича и звали Папа. Я по сей день пою в спектаклях, которые он создал, подарив мне творческую жизнь в искусстве».

Наследницей династии Богачевой-Гаудасинского осталась Ирина Гаудасинская, которая планирует продолжать дело деда, учась в Санкт-Петербургской консерватории на оперного режиссера.

#память #культура #потеря

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (6649) от 23.03.2020 под заголовком «Закрывший эпоху».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?