Восстановил красоту из пепла. Ушел из жизни Вадим Знаменов

24 февраля на 84-м году жизни скончался Вадим Валентинович Знаменов, президент государственного музея-заповедника «Петергоф». Человек, который рыцарски верно и преданно служил музею полвека.

Восстановил красоту из пепла. Ушел из жизни Вадим Знаменов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Коренной ленинградец, он окончил Университет, истфак, где с увлечением изучал историю искусства. С 1965 года начал работать в музее-заповеднике «Петергоф» в должности главного хранителя. В одном из интервью Вадим Валентинович вспомнил свой первый день работы. Дело было летом, 10 августа. Его повели осматривать то, что предстояло хранить. В том числе показали и Большой каскад. Огромная ответственность легла на плечи еще совсем молодого человека. И он полвека с честью нес этот груз.

Под руководством Знаменова сотрудники музея и ленинградские реставраторы восстановили многие памятники музея-заповедника. «Петергоф» восстал из пепла как птица феникс. Иногда можно услышать, что нынешний «Петергоф», сияющий роскошью и позолотой, - все-таки новодел и, наверное, нужно было оставить руины - как напоминание о том, что красота никого не спасает, что искусство не вечно, а столь же беззащитно перед войнами и катастрофами, как человек. Знаменов никогда не соглашался с этой точкой зрения. Говорил, что восстановить пригороды, сожженные фашистами, нужно было для того, чтобы поднять дух народа. Подчеркивал, что при воссоздании реставраторы обращались к архивам, документам, изучали каждую деталь, каждую мелочь, оттенки стен и позолоты.

Но, чтобы сделать музей привлекательным для публики, недостаточно голых стен, даже если они обиты драгоценным шелком. Петергофские дворцы нужно было заново насыщать предметами интерьера. При Знаменове музейное собрание увеличилось в сорок раз. Тут проявился его дар собирателя. Он с коллегами неустанно ездил по аукционам, антикварным салонам, налаживал контакты с коллекционерами. И со всего мира везли в «Петергоф» вещи, порой уникальные и, казалось, утраченные навсегда. Это были не только произведения искусства, но и мемориальные предметы. Вадим Валентинович рассказывал, например, о мерных иконах, написанных в честь рождения будущего императора Александра II, которые вдруг всплыли в Италии. О подушке, пропитанной кровью монарха, смертельно раненного террористом, - ее обнаружили в Германии. Так в вещах закольцевалась жизнь и смерть русского царя, отменившего крепостное право. И сколько было таких находок!

Стремясь расширить туристическую привлекательность «Петергофа», Знаменов инициировал создание музеев, по-новому раскрывающих историю дворцово-паркового комплекса. При нем в «Петергофе» появились Музей семьи Бенуа, Особая кладовая, Музей фонтанного искусства, Музей императорских велосипедов, Музей императорских яхт, Музей коллекционеров, Музей игральных карт.

Для многих из них приобретались коллекции. Например, для Музея игральных карт, открывшегося в сентябре 2007 года, купили коллекцию известного в Петербурге собирателя Александра Перельмана. После его смерти уникальная коллекция игральных карт была приобретена ГМЗ «Петергоф» у вдовы.

При Знаменове в состав музейного комплекса на южном берегу Финского залива вошел Ораниенбаум. Сейчас ГМЗ «Петергоф» - один из самых посещаемых музеев России. В прошлом году в его дворцах и парках побывали почти шесть миллионов туристов.

Скоро весна, откроется новый сезон, начнут работать фонтаны, созданные еще при Петре I, - чудо, которое повторяется каждый год. Как писала Белла Ахмадулина: «Опять благословенный Петергоф // Дождям своим повелевает литься // И бронзовых героев и богов // Младенческие умывает лица...». Вовек не насмотреться.

Прощание с Вадимом Валентиновичем Знаменовым состоится в пятницу, 28 февраля, в 12.00 в Большом Петергофском дворце. Похоронен он будет на Бабигонском кладбище Петергофа.

В этот день дворец будет закрыт для посетителей.

Его животворное сопутствие

Петергоф и Знаменов. Для меня это навсегда. Они неразрывны, как душа и сердце. Более полувека они слиты воедино. Под руководством Знаменова продолжалось послевоенное восстановление музея-заповедника. Петергоф расширялся, хорошел. Обрел мировую славу. Первым из рукотворных чудес России назвали его 26 миллионов наших соотечественников.

Профессионально последовательно шла карьера Вадима Валентиновича: главный хранитель, директор, генеральный директор, президент музея-заповедника. Вся его жизнь - Петергоф.

Многие-многие годы мы были дружны. Буквально с момента, как стала я директором ГМЗ «Павловск» и пока болезнь не приковала Вадима Валентиновича к дому, он часто приезжал в наш заповедник. Порой просто так. Но всегда - с новыми яркими идеями или с расширениями идущих акций, планами, книгами... …

Его знания, советы, экспертные мнения ценились всеми.

Авторитет Знаменова в музейном сообществе был чрезвычайно высок, непререкаем.

Благоговейно относились к нему журналисты, освещающие темы культуры. Образование историка и колоссальный опыт давали ретро-спективу суждениям Знаменова и способность прогнозировать. Сдержанный в жестах, элегантный, абсолютно телегеничен, он умел к тому же и короткое интервью перед камерой или микрофоном сделать максимально содержательным.

О таких людях, как Знаменов, можно сказать словами Жуковского. Без малого 200 лет назад, в 1821 году, именно в феврале, он написал в «Воспоминании»: «О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были».

Пока не могу говорить без тоски, что Вадима Валентиновича нет.

Но в каждую минуту благодарю судьбу за его животворное сопутствие.

Вера Дементьева, директор государственного музея-заповедника «Павловск»

#Петергоф #смерть #потеря #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Восстановил красоту из пепла».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?