Забытая мелодия для Глюка. В Эрмитаже проходит XIII фестиваль «Петербургские набережные»

Оперу «Орфей и Эвридика» Глюка в полусценической версии режиссера Аркадия Гевондова исполнили в Гербовом зале Эрмитажа на XIII фестивале «Петербургские набережные», приурочив к 310‑летию со дня рождения композитора.

Забытая мелодия для Глюка. В Эрмитаже проходит XIII фестиваль «Петербургские набережные» | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Кристоф Виллибальд Глюк написал 50 опер, о чем известил потомков в сохранившемся авторском спис­ке, однако, по версии поздних исследований, этих опер у него могло быть много больше — около 100. Однако сегодня ни в одном театре России не идет ни одна его опера. Разве что можно вспомнить слабую попытку театра петербургской Консерватории вернуть шедевр на сцену в 2008 году, да отважный жест Нижегородской оперы, показавшей в Пакгаузах еще одну ее постановочную версию, экстравагантную, а потому быстро заглохшую.

В Германии, где родился и умер Глюк, ситуация немногим лучше, но все же и «Орфея», и, скажем, хотя бы «Ифигению в Авлиде» или «Ифигению в Тавриде», а также «Париса и Елену» там можно встретить. А творчество Глюка сыграло громадную роль в развитии оперы в Европе как искусство реформаторское, на котором рос Моцарт, позже Бетховен, а следом за ним и Вагнер с Берлиозом. Если во многих операх Глюка, не переживших свое время, еще можно усматривать архаичность стиля и сюжета, то об «Орфее и Эвридике» такого никак не скажешь. Написанная на либ­ретто Раньеро да Кальцабиджи, эта опера стремительно разворачивает знаменитый мифологический сюжет о смерти прекрасной Эвридики и магии Орфея, с помощью пения умолившего фурий преисподней и богов Аида вернуть ему возлюбленную. Казалось бы, каждому театру следует иметь в репертуаре это оперное сокровище второй половины XVIII века, прежде всего в просветительских целях. К тому же миф об Орфее что ни на есть школьный, на нем выращено и держится древо мирового искусства. Да и вокальные партии в «Орфее и Эвридике» никак не заподозрить в чрезмерных сложностях, они более чем доступны современным певцам. Поэтому остается загадкой, что останавливает директоров оперных театров и дирижеров в том, чтобы держать и бережно хранить эту оперу Глюка, в которой поется и играется о многом и важном. В конце концов ради знаменитой «мелодии флейты из оперы Глюка», которую играют во всех музыкальных школах.

Премьера проекта фестиваля «Петербургские набережные» показала, что даже величественное пространство Гербового зала Эрмитажа может показаться убогим, если гармонию нарушат плохой вкус и скудость постановочной идеи. Обидно было смотреть на плотно закрытые двери анфилады, которую можно было бы каким‑то образом обыграть как вход в иной мир. Все действо сосредоточилось на тесном сценическом подиу­ме, где, сменяя друг друга без особой изобретательности, в рабочем порядке топтались хор, солисты и танцевальный ансамбль (о котором в программке не было напечатано ничего, кроме упоминания хореографа Елизаветы Ротачевой из коллектива «Каннон Данс»). Балету в этой опере отведена не последняя роль, о чем Ротачева заботливо сообщила залу в своем хореографическом рисунке, попытавшись передать то страдания, то агрессивную настроенность адских созданий, то магическое воздействие пения Орфея, укрощающее нравы самого разнузданного монстра. А вот упоминать художника по костюмам не стали, потому что степень условности в костюмах хора переходила границы художественного. Хотя сам хор, то есть ансамбль солистов «Рождество», вокально был неплох и немногочисленные требования постановщиков выполнил корректно.

Часть публики привлекло имя греческой меццо-сопрано Мариты Папаризу, о которой в этой части света до сих пор не знали ничего, другая же часть шла на хорошо известное имя российской меццо-сопрано Цветаны Омельчук, превосходно зарекомендовавшей себя в Мариинском театре в операх Россини. Эта вторая часть была чрезвычайно удивлена, узнав, что Омельчук будет петь не Орфея, а Эвридику — партию, в которой до сих пор не просто привычнее, но и логичнее слушались сопрано — голоса высокие, для которых она и была написана.

Михаил Голиков за пультом Симфонического оркестра Ленинградской области уже на увертюре показал, что постарается сделать все возможное, чтобы в гулкой акустике Гербового зала эта музыка прозвучала предельно внятно. Пара лишних репетиций не повредила бы, доточив звучание до стилистически более выверенного результата. Не хватало более взыскательного подхода к риторическому звучанию оркестровых линий, поиску светотеней, выделению важных мелодических акцентов, тонувших в общей красиво мерцавшей оркестровой массе.

Но хуже было другое. Трудно понять, зачем понадобилось выписывать певицу, пусть и с родины античной мифологии, чьи неизвестные нам достижения случились очень давно. Публика же культурной столицы была вынуждена недоуменно и сочувственно выслушивать остатки прежней роскоши, не говоря о том, как неумело певица перебегала по сцене, как беспомощно держала свою белую, странной формы «лиру недоделанную», будто что‑то ненужное и сильно мешающее. Ее Орфей вчистую проигрывал Эвридике по всем параметрам. Голос звучал тускло, заглушался оркестром, а то, что было слышно, выжималось меццо-сопрано будто из последних сил, горловым пением добывались крохи полезной вокальной «руды».

Стоило же запеть воскресшей Эвридике, как опере Глюка наконец вернули голос, звук, музыку. Цветана Омельчук с ее стройным станом и харизмой явилась на сцену как правильная примадонна, которой по всем позициям в этой опере надо было петь Орфея и напоминать об искусстве великих див, бравшихся за эту партию. И тут раздраженное воображение нарисовало свою драматическую историю: Орфей потерял Эвридику, а вместе с ней и свой прекрасный голос, который вновь обрел лишь на краткий миг возвращенной супруги… Но в случае двух меццо-сопрано казалось, что не муж потерял жену, а человек потерял свою душу, которую, раз утратив, так и не смог вернуть, как бы ни постарались для этого всесильные боги.

Читайте также:

Эрмитаж представил в Калужском музее изобразительных искусств «Охоту на оленей» живописца Филипса Ваувермана

Мечта в серебре. В Аполлоновом зале Зимнего дворца — выставка одного экспоната


#Петербургские набережные #Эрмитаж #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7786) от 06.11.2024 под заголовком «Забытая мелодия для Глюка».


Комментарии