Забытая мелодия для Глюка. В Эрмитаже проходит XIII фестиваль «Петербургские набережные»
Оперу «Орфей и Эвридика» Глюка в полусценической версии режиссера Аркадия Гевондова исполнили в Гербовом зале Эрмитажа на XIII фестивале «Петербургские набережные», приурочив к 310‑летию со дня рождения композитора.
ФОТО предоставлено организаторами фестиваля
Кристоф Виллибальд Глюк написал 50 опер, о чем известил потомков в сохранившемся авторском списке, однако, по версии поздних исследований, этих опер у него могло быть много больше — около 100. Однако сегодня ни в одном театре России не идет ни одна его опера. Разве что можно вспомнить слабую попытку театра петербургской Консерватории вернуть шедевр на сцену в 2008 году, да отважный жест Нижегородской оперы, показавшей в Пакгаузах еще одну ее постановочную версию, экстравагантную, а потому быстро заглохшую.
В Германии, где родился и умер Глюк, ситуация немногим лучше, но все же и «Орфея», и, скажем, хотя бы «Ифигению в Авлиде» или «Ифигению в Тавриде», а также «Париса и Елену» там можно встретить. А творчество Глюка сыграло громадную роль в развитии оперы в Европе как искусство реформаторское, на котором рос Моцарт, позже Бетховен, а следом за ним и Вагнер с Берлиозом. Если во многих операх Глюка, не переживших свое время, еще можно усматривать архаичность стиля и сюжета, то об «Орфее и Эвридике» такого никак не скажешь. Написанная на либретто Раньеро да Кальцабиджи, эта опера стремительно разворачивает знаменитый мифологический сюжет о смерти прекрасной Эвридики и магии Орфея, с помощью пения умолившего фурий преисподней и богов Аида вернуть ему возлюбленную. Казалось бы, каждому театру следует иметь в репертуаре это оперное сокровище второй половины XVIII века, прежде всего в просветительских целях. К тому же миф об Орфее что ни на есть школьный, на нем выращено и держится древо мирового искусства. Да и вокальные партии в «Орфее и Эвридике» никак не заподозрить в чрезмерных сложностях, они более чем доступны современным певцам. Поэтому остается загадкой, что останавливает директоров оперных театров и дирижеров в том, чтобы держать и бережно хранить эту оперу Глюка, в которой поется и играется о многом и важном. В конце концов ради знаменитой «мелодии флейты из оперы Глюка», которую играют во всех музыкальных школах.
В Пикетном зале Эрмитажа открылась выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII – XX веков»Премьера проекта фестиваля «Петербургские набережные» показала, что даже величественное пространство Гербового зала Эрмитажа может показаться убогим, если гармонию нарушат плохой вкус и скудость постановочной идеи. Обидно было смотреть на плотно закрытые двери анфилады, которую можно было бы каким‑то образом обыграть как вход в иной мир. Все действо сосредоточилось на тесном сценическом подиуме, где, сменяя друг друга без особой изобретательности, в рабочем порядке топтались хор, солисты и танцевальный ансамбль (о котором в программке не было напечатано ничего, кроме упоминания хореографа Елизаветы Ротачевой из коллектива «Каннон Данс»). Балету в этой опере отведена не последняя роль, о чем Ротачева заботливо сообщила залу в своем хореографическом рисунке, попытавшись передать то страдания, то агрессивную настроенность адских созданий, то магическое воздействие пения Орфея, укрощающее нравы самого разнузданного монстра. А вот упоминать художника по костюмам не стали, потому что степень условности в костюмах хора переходила границы художественного. Хотя сам хор, то есть ансамбль солистов «Рождество», вокально был неплох и немногочисленные требования постановщиков выполнил корректно.
Часть публики привлекло имя греческой меццо-сопрано Мариты Папаризу, о которой в этой части света до сих пор не знали ничего, другая же часть шла на хорошо известное имя российской меццо-сопрано Цветаны Омельчук, превосходно зарекомендовавшей себя в Мариинском театре в операх Россини. Эта вторая часть была чрезвычайно удивлена, узнав, что Омельчук будет петь не Орфея, а Эвридику — партию, в которой до сих пор не просто привычнее, но и логичнее слушались сопрано — голоса высокие, для которых она и была написана.
Михаил Голиков за пультом Симфонического оркестра Ленинградской области уже на увертюре показал, что постарается сделать все возможное, чтобы в гулкой акустике Гербового зала эта музыка прозвучала предельно внятно. Пара лишних репетиций не повредила бы, доточив звучание до стилистически более выверенного результата. Не хватало более взыскательного подхода к риторическому звучанию оркестровых линий, поиску светотеней, выделению важных мелодических акцентов, тонувших в общей красиво мерцавшей оркестровой массе.
Но хуже было другое. Трудно понять, зачем понадобилось выписывать певицу, пусть и с родины античной мифологии, чьи неизвестные нам достижения случились очень давно. Публика же культурной столицы была вынуждена недоуменно и сочувственно выслушивать остатки прежней роскоши, не говоря о том, как неумело певица перебегала по сцене, как беспомощно держала свою белую, странной формы «лиру недоделанную», будто что‑то ненужное и сильно мешающее. Ее Орфей вчистую проигрывал Эвридике по всем параметрам. Голос звучал тускло, заглушался оркестром, а то, что было слышно, выжималось меццо-сопрано будто из последних сил, горловым пением добывались крохи полезной вокальной «руды».
Стоило же запеть воскресшей Эвридике, как опере Глюка наконец вернули голос, звук, музыку. Цветана Омельчук с ее стройным станом и харизмой явилась на сцену как правильная примадонна, которой по всем позициям в этой опере надо было петь Орфея и напоминать об искусстве великих див, бравшихся за эту партию. И тут раздраженное воображение нарисовало свою драматическую историю: Орфей потерял Эвридику, а вместе с ней и свой прекрасный голос, который вновь обрел лишь на краткий миг возвращенной супруги… Но в случае двух меццо-сопрано казалось, что не муж потерял жену, а человек потерял свою душу, которую, раз утратив, так и не смог вернуть, как бы ни постарались для этого всесильные боги.
Читайте также:
Мечта в серебре. В Аполлоновом зале Зимнего дворца — выставка одного экспоната
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7786) от 06.11.2024 под заголовком «Забытая мелодия для Глюка».




Комментарии