Кларнетист Юлиан Милкис: «В искусстве все идет волнами»

Российская премьера «Писем друзьям» грузинского композитора Гии Канчели в версии для кларнета и симфонического оркестра состоялась в Большом зале Филармонии. Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии выступил под управлением Николоза Рачвели, а партию кларнета исполнил один из ведущих кларнетистов современности Юлиан Милкис. Он рассказал музыковеду Владимиру Дудину о своей многолетней дружбе с композитором, вспомнив и еще одного знаменитого музыканта ХХ века, своего учителя, джазмена, кларнетиста Бенни Гудмана, юбиляра этого года.

Кларнетист Юлиан Милкис: «В искусстве все идет волнами» | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

- Насколько сложно исполнять музыку Канчели?

- На мой взгляд, круг любимых исполнителей и друзей Канчели очень привилегированный - Гидон Кремер, Андрей Борейко, Владимир Юровский, еще несколько очень значимых музыкантов. Мне посчастливилось оказаться среди них. Наши отношения с Гией, «сценические» и человеческие, длятся уже более двадцати лет, поэтому он мне доверяет и прекрасно знает, что ожидать. Мы много обсуждали с ним и это произведение, и многие другие, играемые мной. Он часто менял регистры (октавы), потому что ему не очень нравится самый высокий кларнетовый регистр из-за его резкости. Нет ничего сложнее исполнения музыки Гии. На первый взгляд, в ней немного нот, очень тихо, но в этом и вся сложность. Когда я начал играть его музыку, мне пришлось разработать совершенно особую систему дыхания. Ну и главное - вопрос концентрации и вхождения в эту музыку. Это некий магический процесс. Никогда не забуду первую репетицию «Ночных молитв» в Голландии с Грёнингенским оркестром. Премьерные концерты дирижировал Виктор Либерман. Я обернулся и увидел, что половина оркестра была в слезах. Дирижер мне потом сказал, что такое видел впервые в жизни.

У меня такое случалось часто, в частности в Америке, когда после премьерного исполнения «Миниатюр» я сидел за сценой и полчаса не мог остановить слезы, выходил к публике в таком виде принимать поздравления... Музыка Канчели проникает прямо в сердце.

- Вам везло на знакомства с великими музыкантами, изменявшими мир. Среди них был и «король свинга» Бенни Гудман. 30 мая этого года исполнится 110 лет со дня его рождения. Вы были его единственным учеником. Как сложился ваш учительско-ученический союз?

- Знакомый журналист написал мне однажды, что дочь Гудмана, у которой он брал интервью, так высказалась обо мне: «Я понимаю, почему Бенни положил на него глаз и взял под крыло: во-первых, он был потрясен, что Юлиан ему позвонил». Гудмана ведь попросту боялись, не решались даже здороваться с ним... Это был Исаак Стерн, только круче. И вдруг какой-то пацан ему звонит. Но если бы он не увидел во мне того, что я смог показать, сыграв на кларнете, второй раз я к нему не попал бы. В то время я как музыкант ничего особенного не представлял. Меня интересовало то, что и всех, - чтобы быстро и чтобы стаккато... Его мог привлечь и тот факт, что я прибыл из СССР. Бенни женился на красавице, светской львице. У него, как у мальчика из провинциальной бедной еврейской семьи, была идея фикс: пробиться не только по деньгам, но и по положению. Его приняли в этой снобской семье с распростертыми объятиями. К тому моменту он был огромной звездой.

У Гудмана был очень красивый английский язык. Он говорил, конечно, по-американски, точнее, по-массачусетски - медленно, с большим словарным запасом. Для того чтобы избавиться от акцента, он нанимал профессора дикции из Гарварда. По словам дочери Гудмана, все члены его семьи, перебравшиеся в Америку, говорили по-английски так, будто только вчера выехали из маленького еврейского местечка. Он этого страшно стеснялся и от них дистанцировался. Но если в семье жены он был принят благополучно, то ее в семье Бенни так и не приняли, до конца дней называя «шиксой», что на идиш означает «чужая». Когда он приехал в СССР в 1962 году, у него произошло возвращение к еврейским корням, его стала интересовать Россия. По-английски тут тогда никто не говорил, а среди джазовых музыкантов было очень много евреев, все знали идиш. И он вспомнил этот язык и стал на нем говорить. Спустя полгода после нашего знакомства он у меня как-то спросил: «А ты еврей? Это приятно». В другой раз он спросил, как я зарабатываю на жизнь. Я сказал, что играю в театре и мне это нравится. Я три года играл в Нью-Йорке в потрясающем еврейском театре Фольксбине на Манхэттене. Туда Барбра Стрейзанд приходила отбирать актеров для фильма «Йентл» (1983 г. - Прим. ред.). «А я джаз играл всю жизнь только для денег»... Я был поражен, поняв, что Гудман всю жизнь себя считал классическим музыкантом.

- Чему вас учил Бенни Гудман?

- Только классике. На втором году обучения у него начались мои концерты. Он позвонил кому-то и сказал, что у него есть талантливый протеже, попросил: «Сделай, что можешь». Однажды я набрался смелости и сказал Бенни, что у меня есть идея играть на бис его джазовые пьесы. Он пошел пятнами, был категорически против: «Не лезь в мои дела». Я стал играть джаз лишь через десять лет после его смерти, боялся сравнений.

Много позже я заявил своему импресарио, что буду играть знаменитый хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Лайзы Минелли и Фрэнка Синатры в Карнеги-холле. «Ты ненормальный! Критики тебя смешают с грязью! Это могли делать только Синатра и Минелли». Но я настоял на своем, сказав, что осуществлю задуманное. Моя крыша поднялась от успеха, которого у меня прежде не было: Карнеги-холл стоял на ушах, топал ногами. Но это было всего три года назад. С тех пор эта пьеса стала моим абсолютным хитом. Но должен заметить, что звук у Гудмана был джазовый, что бы он ни играл. Я слышал это, старался подражать. Когда мы стали играть с Диком Хайманом (знаменитый джазовый композитор, пианист, известный как автор музыки ко многим фильмам Вуди Аллена. - Прим. авт.), он остановился и сказал: «Я не верю своим ушам, у тебя точно Бенино вибрато!».

- Какие сегодня у вас отношения с джазом?

- Довольно много сейчас его играю, но на академических сценах, не в клубах.

- Что такое настоящий джазовый звук?

- Было два главных конкурента - Бенни Гудман и Арти Шоу. Арти Шоу абсолютно голливудской внешности, невероятно красивый, музыкант с выдающейся карьерой. Многие голливудские актрисы прошли через его постель. Он жил до 94 лет, написал две книги. Однако с Беней они не разговаривали. Сказать «ненависть» - ничего не сказать. Чтобы разозлить Гудмана, надо было произнести одно слово - «Арти». И наоборот. Я не могу сравнивать их звуки. У Бенни он был волшебный - очень мягкий, очень душевный. Арти Шоу играл довольно резко, был большой технарь.

- Какую нишу занял Бенни Гудман в истории мирового джаза?

- Самую высшую. Все джазмены выросли из него. Гудман привел джаз в Карнеги-холл, что было совершенно нереально, до тех пор там играли Рахманинов, Хейфец и музыканты самого высшего эшелона. Но не забывайте, что джаз тогда играли в смокинге и бантиках, в лакированных туфлях. О чем говорить, если костюм, черные туфли, галстук, жилетка были его домашней формой, когда я приходил к нему заниматься. Джинсы и свитера у джазменов знаменовали совсем другую эпоху. А в 1930-е годы выход на сцену считался чем-то святым.

- На ваш взгляд, какие были главные истоки интереса к джазу в момент его первого бума?

- Однажды Дик Хайман спросил меня: «А ты знаешь корни классического джаза? Не нью-орлеанского - это французская линия, а у джаза, из которого вышли Фицджералд, Армстронг, - это идиш, еврейские песни. Не веришь? Давай сыграю первую запись «Рапсодии в стиле блюз» с самим Гершвином. Глиссандо в ней с первой ноты мог играть только Беня». Я послушал и умозаключил, что это вообще не та музыка, а какая-то еврейская свадьба. Позже Гершвин несколько видоизменил ее. А в «Порги и Бесс» известнейшая мелодия - один в один с синагогальной молитвой «Борух Ата Аданай». Я об этом не догадывался. Гершвин очень много использовал еврейских мотивов, вошедших в негритянский спиричуэлс. То есть не от афроамериканцев пришел джаз - они переняли его. Истоки джаза - в еврейских местечках Украины и Польши.

- А сегодня мировой джаз на какой волне находится?

- Сейчас точно не золотой период. Но и это пройдет, я уверен. Ведь в искусстве вообще все идет волнами, да и не только в искусстве.

#музыка #интервью #кларнетист

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6399) от 14.03.2019 под заголовком «Юлиан Милкис: В искусстве все идет волнами».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...