Вышел в свет сборник «Моя квартирная история-2»

Социологический институт РАН выпустил не так давно уже второй за два года сборник под названием «Моя квартирная история-2. Автобиографические очерки» (отв. ред. О. Божков и Т. Протасенко).

Вышел в свет сборник «Моя квартирная история-2» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Это совместные изыскания социологов и «стихийных» краеведов. Первые расскажут о книге сами. А вторых, оказывается, много. К тому и тираж повторного (из-за технического сбоя) издания был увеличен в два раза. Кроме того, энтузиазм одного из составителей известного социолога Татьяны Протасенко помог придать книге повышенное общественное значение.

Читательский же интерес не ограничился долгими телефонными обсуждениями с приведением массы подробностей, часто неизвестных. Многие собеседники проявили желание поучаствовать в третьем сборнике. Впрочем, одно дело обсуждать, другое – написать. Тем более что наибольшее внимание вызвал все тот же «коммунальный вопрос». Создается впечатление, что гражданская жизнь в Ленинграде закончилась с началом массового переселения в отдельные квартиры. Но третий выпуск сборника социологи предложили посвятить «Моей жизни в условиях пандемии». Не оспаривая их соображений, многие считают тему карантина не столь познавательной, а главное – поучительной, для рядовых читателей: большинство вспомнят одно и то же.

Куда более животрепещущей и эмоциональной представляется неизвестная блокада Ленинграда в воспоминаниях родственников: сочтите это предложением снизу. Тем более что уже представленные квартирные сюжеты часто переходят в блокадные: такой у нас город... Тут требуются две неравнозначные оговорки. Первая – принципиальная: любые воспоминания о тех годах заслуживают документирования. Пусть и в домашней библиотеке. Чтобы помнили... Не подумать ли о «народном IT-коллекторе»? Если нечто подобное есть, то об этом, судя по откликам, не знают.

Но дальше – вторая оговорка: книгу, целиком посвященную трагичным страницам блокады, вряд ли осилит обычный читатель. Пожалейте его нервы. И не забывайте, чем все завершилось. И для выживших ленинградцев, и для страны, и для всего мира. Впрочем, некоторые особо мрачные подробности, например последний путь почивших, требуют пояснений специалистов, чтобы не плодить слухи. А то и близлежащие парки-скверы, где мамы гуляют с малышами, будут восприниматься как «сплошная Пискаревка».

Сложнее с эпизодами, которые трудно не только проверить, но и пометить каким-то знаком: мать с ребенком направлялась в эвакопункт. Попала под обстрел. Ребенок умер при ней. Но живым остался чужой ребенок, у которого тогда же погибла мать. Наша героиня повела «приемыша» дальше, оформив на эвакопункте как своего...

Очень недостает, как ни странно это звучит, ободряющих – трогательных страниц. Изустно они тоже приводятся, но как-то между прочим: вернулась после блокады, в комнате кто-то жил, но не взял даже ботики. И запонки (мужа) остались в рюмочке...

И еще. Эту мысль я уже высказал в своей квартирной истории. Не приемлю «черно-белого» разноса тех, кого уже нет. Они-то не ответят, а на очерненных останется «штамп». Как частность: стоит ли всуе приводить громкие имена соседей, квартирантов, пришедшие на память? Хотят ли этого их потомки? Еще нюанс: как быть с эпизодами, которые не подтверждаются историками, но простые петербуржцы о них говорят? Например, о казанских и прочих кошках – тех, что в конце 1944-го самим своим появлением в ленинградских дворах «принесли мир»? Или о «зеленых цепочках» – сигнальных ракетах, которыми немецкая агентура наводила самолеты на цель? Особенно когда говорят не вообще, а, например, о Таврическом саде, том, что недалеко от Смольного... Возможно, стоит каждую семейную историю сопроводить мнением историка.

Впрочем, раскрыв сборник, читатель выскажется сам.

#книги #сборник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (6885) от 19.03.2021 под заголовком «Моя квартирная история».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?