Во всей красе умений. В Мариинском театре выступила Екатерина Семенчук

Меццо-сопрано с мировой известностью Екатерина Семенчук дала первый в сезоне сольный концерт в трех отделениях в Концертном зале Мариинского театра, представ во всей широте интересов – от барокко до музыки ХХ века.

Во всей красе умений. В Мариинском театре выступила Екатерина Семенчук | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

Сольные концерты с некоторых пор стали для оперных певцов большой роскошью. В них, с одной стороны, как будто все в руках певца – он предстает независимым ни от дирижера, ни от режиссера. Да и готовиться к выступлению можно с пианистом столько, сколько вздумается. Но, с другой стороны, такие выступления требуют больших временных и физических вложений, а экономическая выгода от них намного меньше, чем от участия в большой опере.

И все же дать хороший сольный концерт означает показать себя во всей красе умений, эмоций, стремлений, амбиций. Среди этих умений главное – кропотливо подготовить программу, на которой слушатель не должен заскучать. Екатерина Семенчук за последние годы уже приучила петербургскую публику к концертам разных типов – от простых программ до сложных. В этот раз она создала концерт – творческий портрет, пригласив слушателей в свою вокальную мастерскую, где обнаружились изобилие красок и для барокко, и для знойной испанской лирики, и даже для оперетты. И уж тем более для ее величества Оперы.

Каждая оперная певица мечтает спеть много разных партий, но далеко не всегда их желания совпадают с возможностями тех оперных театров, с которыми они сотрудничают. Так и Екатерина совсем неспроста начала концерт с музыки Генделя, пусть и хрестоматийной, но той, которая недвусмысленно дала понять любовь и тоску певицы по этому репертуару. Арию Ксеркса Ombra mai fu из одноименной оперы включают в свои 

концерты многие меццо-сопрано или контральто. Чинная, степенная, в ритме благородного трехдольного шествия музыка дает певице настроиться и слиться с космосом, а слушателям – просмаковать красоту каждой ноты любимой солистки.

Екатерина позволила помечтать, какой знатный персидский царь мог бы получиться у нее, хотя было бы любопытно услышать, и как у нее получаются барочные юбиляции, без которых не обходится ни одна опера и оратория Генделя. Правда, тяжелый, громкий рояльный аккомпанемент Василия Попова уводил от барочной небесности, выдавая в нем сторонника чересчур традиционных концертмейстерских ценностей.

В молитве Ave Maria Каччини – Вавилова Семенчук тут же напомнила великую предшественницу Елену Образцову, которая редко обходилась без этого номера в своих выступлениях последних лет. В этой молитве молодая примадонна молилась обо всем – и о здравии, и об упокоении, и об обретении былых свобод, в том числе о скорейшем возвращении в любимые ею зарубежные театры.

Драматургия концерта строилась как перелистывание страниц альбома своих оперных достижений и ярких камерных воспоминаний. Здесь нашлось почетное место для музыки Берлиоза – арии Асканио из оперы «Бенвенуто Челлини» и «Видение розы» из цикла «Летние ночи». Роман с французским языком несколько лет назад широко распахнул певице двери в необъятный мир оперного эпоса Берлиоза, подарив роскошную партию Дидоны в «Троянцах». Французский язык певицы, ставший для нее третьим родным в опере после русского и итальянского, отличают особая густота, рельефность и тягучесть.

В центре программы Екатерина Семенчук расположила серию парадных портретов любимых оперных героинь – Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина, принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер» Чилеа, принцесс Эболи из «Дон Карлоса» Верди, Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Здесь можно было восхищаться ее умением сочетать типы голосовых фактур – от плотной до прозрачной, градаций от насыщенного форте до шепчуще-шелестящего пиано. Соблазнительное кружево интриг в распевах выходной песенки Эболи публика слушала, затаив дыхание.

Оперные портреты маслом певица эффектно чередовала с камерными миниатюрами, заражая зал сменами настроений, духовными прозрениями. Так было в мистически неспешном «Пейзаже» Минкова на стихи Лорки, в котором Екатерина будто загипнотизировала публику, нарисовав голосом фантастически прекрасные картины-состояния. Испания, в театрах которой русская меццо-сопрано выступала не раз, занимает особое место в ее творчестве. В музыке Гранадоса, Обрадорса или де Фальи ее душа словно попадает в свою стихию свободы сильных чувств.

Сочетание же французского с испанским случается у певицы всякий раз, когда она поет оперу француза Бизе об испанской цыганке Кармен. В испанском каталоге Семенчук оказались и «Танец» Смольского из «Испанского триптиха», и первая песня Лауры из «Каменного гостя» Даргомыжского, и даже Джудитта из одноименной оперетты Легара. А как зажигательно прозвучала в ее исполнении ария Вивианы из совсем неизвестной у нас оперетты «Ты – это я» кубинского композитора Мойсеса Симона!

Очень правильным и как нельзя более уместным для расставания с разгоряченными слушателями стало третье отделение. В нем можно было услышать и русские романсы, и «Гусаров-усачей» Сабинина, и психологически напряженную миниатюру «Красивые глазки» Зары Левиной, и с детства любимую Хабанеру Кармен, и сцену опьянения Периколы из оперетты Оффенбаха. В ней Екатерина Семенчук напомнила о своем фирменном бесстрашном смехе в лицо судьбы.

#концерт #опера #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (6850) от 26.01.2021 под заголовком «Во всей красе умений».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?