Вечный «почерк» на стене. Как в России развивалось искусство мозаики

Не случайно мозаика, знакомая древнерусским мастерам, возродилась в XIX веке на берегах Невы. Для сырого петербургского климата «вечная живопись», как ее называли, подходила как нельзя лучше. Причем многие памятники зодчества северной столицы, включая Спас-на-Крови, наделила этим изысканным убранством известная мастерская Фроловых. Правнук ее основателя Владимир ФРОЛОВ, специалист в области мозаичного дела, сотрудник Российского института истории искусств, считает, что сегодня такое ремесло становится все более востребованным. В беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» Виктором ЮШКОВСКИМ он поведал об особенностях этого вида монументально-декоративного искусства и ярких представителях своей «мозаичной» династии.

Вечный «почерк» на стене. Как в России развивалось искусство мозаики | Мозаика на фасаде дома № 28 по Большой Зелениной улице. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мозаика на фасаде дома № 28 по Большой Зелениной улице. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Византийские виртуозы

- Владимир Александрович, неужели мозаичное искусство не было исконно русским?

- Мозаика, появившаяся на Руси после принятия христианства, применялась при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение она получила благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела.

Правда, в силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.

- Почему он им заинтересовался?

- В предметах мозаичного творчества, которые привез из Италии канцлер Михаил Воронцов, он увидел сочетание элементов науки и искусства. Это ученого, увлекавшегося химией, и привлекло. Зная, что производство смальты итальянцы держат в секрете, а методы получения мусии, как ее называли на Руси, утеряны, он начал проводить опыты. И после тысячи экспериментов ему удалось создать целую палитру таких «каменных красок».

Ломоносовские мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музейных собраниях, были выполнены на высоком художественном уровне: портреты Александра

Невского, императрицы Елизаветы Петровны и др. А мозаичное полотно «Полтавская баталия», самое монументальное его произведение, призванное украшать усыпальницу Петра Великого в Петропавловском соборе (осуществить этот замысел не удалось), позже было перемещено на стену парадной лестницы Академии наук в Ленинграде.

Чудотворец из смальты

- Кто же продолжил дело Михайло Васильевича?

- К сожалению, ломоносовские опыты продолжения не имели, а его открытия в этой сфере до потомков фактически не дошли. Мозаичное дело возродилось в нашей стране позже, когда при создании внутреннего убранства Исаакиевского собора, выросшего у Невы, встал вопрос: как продлить жизнь живописным иконам, краски которых осыпались от сырости?

Вот тогда по инициативе Монферрана, создававшего самый величественный в России храм, несколько выпускников Императорской академии художеств (ИАХ) отправились в Рим, где в 1847 году при Ватиканской мозаичной мастерской и была создана Русская студия. Там обучались Василий Раев, Егор Солнцев, Семен Федоров и др.

- Они и стали первыми русскими мозаичистами XIX века?

- Не совсем так, их предшественником был Георг Веклер, сделавший мозаичную копию картины Сальватора Розы «Блудный сын», которую приобрела императрица Елизавета I. При Александре I он получил звание академика, выполнив для него несколько миниатюр, хранящихся в Эрмитаже. В этой же технике работал его ученик Александр Сиверс, создавший мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Но оба были широко известны, что называется, в узких кругах.

Освоив мозаичную технику, ученики Русской студии вернулись домой, и в 1851 г. при ИАХ было открыто мозаичное отделение. Тогда же в Петербург по приглашению российских властей прибыли итальянцы братья Бонефеде, чтобы наладить производство смальты. Старший из них, Джустиниано, руководил этими работами (они велись на стекольном заводе, находившемся у Обводного канала и вошедшем позже в состав Императорского фарфорового завода), а младший, Леопольд, имевший большие познания в химии, ему помогал...

Тысячи оттенков Исаакия

- Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

- Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки». Вот ее-то (равно как и керамику, покрытую тонкой эмалью) и выпускали для оформительских нужд братья Бонефеде.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. В мастерской при ИАХ практиковался римский (прямой) способ мозаичного набора: металлическую «сковороду» (рамку) заполняли временной мастикой, наносили контуры изображения, а потом «рисовали» смальтой, достигая при этом потрясающей реалистичности. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была дорогостоящей и отнимала много времени. Смальтовые «картины» Исаакиевского собора, создававшиеся более полувека (62 мозаики общей площадью свыше 500 кв. метров), получили золотые медали на выставках в Лондоне и Париже (в 1860-х гг.) и европейское признание...

- В их создании участвовал ваш прадед?

- Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Зеркальные картинки

- Что подтолкнуло вашего прадеда к этому шагу?

- В отделении работал техником его старший сын Александр. Перенося мозаичный набор с временной мастики на постоянную основу (цемент), он задумался об удешевлении такого процесса. Итальянец Антонио Сальвиати в то время уже применял венецианский (обратный) способ набора. К нему и был прикомандирован молодой петербуржец, который, обучаясь этому методу, изучал античную и византийскую мозаику.

При такой технологии смальту наклеивали на кальку, затем набор (зеркальный рисунок будущего изображения) заливали цементом, а пленку смывали. За рубежом этот метод, удешевлявший и убыстрявший набор, тогда широко применялся. Но в академической среде к нему относились с недоверием, ведь выполнять подобную работу могли не только художники, но и обычные мастера под присмотром специалистов.

Вернувшись в Россию, сын академика предложил и захотел внедрить свой способ обратного набора, при котором создавалась мозаика, «приспособленная» к петербургскому климату. Но мало кто из членов ИАХ его поддержал, и тогда, пользуясь авторитетом отца, уже в новой мастерской, расположившейся на Кадетской линии, 13 (дом был перестроен), он стал осуществлять этот метод на практике.

- Где именно?

- «Почерк» фроловской мастерской можно увидеть на фасадах зданий, где располагались Общество поощрения художеств (Большая Морская улица, 38) и Общество взаимного кредита (набережная канала Грибоедова, 13). Ее монументальные мозаичные иконы украсили храм Богоявления Господня на Гутуевском острове.

Мастерская также выполняла заказы в разных российских губерниях. Но самое значимое ее творческое наследие связано с мозаичной «росписью» Спаса-на-Крови. Фроловская мозаика по своим художественным достоинствам не уступала другим, но была прочнее, дешевле и проще в изготовлении и в 1895 году выиграла конкурс на создание внешнего, а затем и внутреннего убранства храма.

Герцог, Пель и Ленин

- Выполнять работы таких объемов без разработки новой технологии было, наверное, сложно?

- Технология появилась. На строительной площадке сколотили деревянную мастерскую и поставили печь, чтобы выплавлять смальту прямо на месте. Но в разгар этих трудов Александр скончался (перитонит после операции), и его младший брат, мой дед Владимир Александрович, тоже обучавшийся в ИАХ, был вынужден встать во главе мастерской, ведь отец уже был в преклонных годах.

Под руководством Фроловых сформировалась школа декоративной мозаики. Молодые ученики, не имевшие художественного образования, становились прекрасными мастерами, выполняя по эскизам 32 художников (в том числе Васнецова, Нестерова, Рябушкина и др.) сложные композиции. Такие наброски, сделанные в разной манере, «скреплял» общий метод набора, а большинство из них соответствовали требованиям монументально-декоративного искусства, поэтому получился гармоничный ансамбль.

- Мозаика этой мастерской сохранилась не только там?

- Ее «автограф», соединенные литеры «М» и «Ф» (мастерская Фроловых), оставлен на бывшем доходном доме герцога Лихтенбергского (Большая Зеленина улица, 28), который украшен большими мозаичными панно.

Другие петербургские адреса: дом компании «Зингер» (Невский проспект, 28), Музей Набокова (Большая Морская улица, 47), аптека доктора Пеля (7-я линия В. О., дом 16 - 18). Там сохранились надписи и элементы оформления из смальты, а на стене Палаты мер и весов запечатлена «фроловская» мозаичная таблица Менделеева. Московские адреса: Верхние торговые ряды, нынешний ГУМ (одна из первых работ в этом городе), ряд станций метро, в оформлении которых участвовал мой дед, и др.

При создании Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев пригласил его выполнить мозаику (стилизованные знамена из пурпурной смальты), по существу, реабилитировав это искусство, считавшееся «религиозным» и начавшее угасать в советские годы. Однако это не спасло от репрессий деда: как бывшего владельца мастерской (хотя не только поэтому) его трижды арестовывали. Побывала в тюрьме и моя бабушка, дочь архитектора Леонтия Бенуа. Да и отец в юности не избежал той же участи.

Драгоценные узоры

- Как сложилась судьба отца?

- Пережив в Ленинграде блокаду, он стал инженером и работал на заводе «Севкабель». А дед, не покидавший мастерскую Академии художеств (по совокупности трудов он получил звание профессора), умер в феврале 1942 года. Он успел отправить через Ладогу мозаичные узоры, сделанные для станции «Новокузнецкая» московского метро. Его усилиями, добавлю, были сохранены мозаики разрушенной в 1930-е гг. древнекиевской церкви Архангела Михаила.

Ну а первые ленинградские станции «одевали» мозаикой, в том числе флорентийской, с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, его ученики. Немало произведений искусства, сделанных тем же способом, хранится ныне в Эрмитаже. В свое время туда попали некоторые предметы из коллекции деда, хотя большая ее часть не сохранилась. А жаль, в Петербурге, мне кажется, должен появиться такой музей: в стенах мозаичного отделения Академии художеств или на Большом проспекте В. О., 64, где тоже находилась мастерская Фроловых...

- Но это искусство не отошло в прошлое. Какие у него перспективы?

- Не скажу, что я в восторге от всех мозаичных произведений. Да и процесс выплавки смальты упростили - коммерческий подход зачастую берет верх. На мой взгляд, стало меньше ее оттенков, она уже не столь долговечна. Но традиции петербургской мозаичной школы, думаю, сохранились, и в лучших современных работах они проявляются. Нынешние мастера экспериментируют не менее удачно, чем их предшественники, смешивая стили и применяя новые материалы, что находит отражение при оформлении станций метро...

#мозаика #ремесленничество #декор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Вечный «почерк» на стене».


Комментарии