Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция - 47 цеховых знамен конца XVIII - начала XX века. Старейшее датируется 1785 годом, последнее - 1909-м. Собрание, подобного которому по полноте нет нигде на территории России, поступило в музей в 1923 году из Петроградского губернского архивного бюро.

Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки | Знамя гребеночного цеха, хранящееся в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, датировано, как и ряд других, 1885 годом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Знамя гребеночного цеха, хранящееся в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, датировано, как и ряд других, 1885 годом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Мы хорошо знаем парадный Петербург, но подчас забываем о ремесленниках, обеспечивавших столицу своей продукцией, без которой нельзя было представить жизнь горожанина, - говорит хранитель фонда тканей и знамен Светлана Кузнецова.

C самого первого дня ремесленники играли важную роль в хозяйственной жизни Петербурга, и власти не упускали из виду эту группу населения. В 1722 году Петр I издал указ, предписывавший ремесленникам объединяться в цехи по профессиональной принадлежности, дабы повысить уровень мастерства и улучшить качество изделий. К концу XVIII века в столице насчитывалось 56 объединений. Больше всего среди ремесленников было изготовителей продуктов питания, обуви и одежды.

21 апреля 1785 года Екатерина II издала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», больше известную под кратким названием «Жалованная грамота городам». Этот законодательный акт регламентировал правовой статус «городских обывателей». В нем, в частности, было зафиксировано разделение ремесел «на цехи или ремесленные управы». Каждая из управ обязывалась иметь «штаб-квартиру» (по документу - «место для схода»), устав («ремесленное положение»), печать, а также свой «ремесленный значик». Говоря современными словами - логотип.

Однако какого вида должен быть этот загадочный «значик», указано не было, и разные цехи в разных городах принялись наперебой придумывать кто во что горазд. Так, серебряный цех в Смоленске изготовил «значик» в виде иконы, кузнецы в Рыбинске сделали символ из металла и покрыли его масляной живописью. Булочники Владимира решили сэкономить и водрузили на посох цехового старшины металлическую эмблему размером 11 на 8 сантиметров.

Петербургские ремесленники, ориентируясь на традиции работавших в городе немецких цехов, стали делать «значик» в виде знамени из гроденапля (плотной шелковой ткани), расписанного масляными красками. Гроденапль остался «классическим» материалом для подобных знамен. На лицевой стороне полотнища изображался символ того или иного цеха и пояснительные надписи, на обороте - двуглавый орел с гербом города на груди.

- Рисуя герб Петербурга, ремесленники позволяли себе некоторую вольность. Якоря, на официальном гербе помещенные лапами вверх, на цеховых знаменах нередко изображались наоборот, вместо морского и речного якорей рисовали якоря одного типа, не соблюдали геральдические цвета герба российской столицы, - поясняет Светлана Кузнецова. - Что заставляло ремесленников модернизировать не самый сложный герб - остается загадкой.

Численность столичных ремесленников постоянно росла. В 1867 году в 23 цехах Петербурга состояли мастера более ста специальностей, а на рубеже XIX - XX веков в восьми объединениях числились представители 115 профессий. В 1910 году в ведении Ремесленной управы состояло 11 тысяч мастерских, в которых трудились свыше 56 тысяч человек. На цеховых знаменах красочно и довольно понятно для восприятия представлялись те или иные профессии: золоченые ножницы - портные; роскошный диван - мастера обойного цеха, крендель - булочники, трехъярусный торт - кондитеры...

Цеховые знамена использовались при проведении различных церемоний, например, клятвах мастеров, присягах старшин при вступлении в должность. Применялись флаги и во время коронаций, погребений, бракосочетаний членов императорской фамилии. Перед этими событиями полотнища регулярно «поновляли». К примеру, как отмечает Светлана Кузнецова, на девяти знаменах из собрания Музея истории города указана дата коронации императора Александра II, на других - дата погребения этого государя.

Случалось, что цеховые старшины, пользуясь очередным изменением в облике знамени, увековечивали себя на полотнище - на лицевой стороне появлялась надпись, сообщавшая имя и фамилию руководителя цеха.

Поступившие в музей в 1923 году знамена не выставляли на широкое обозрение, поскольку многие были в удручающем состоянии: где-то разошлись нити, где-то осыпался красочный слой. В 1962 году полотнища были впервые отреставрированы в мастерских Эрмитажа, но неудачно. Как пояснила Кузнецова, тогда еще не была разработана соответствующая методика, а в наше время реставрацией цеховых знамен по специальной технологии успешно занималась Татьяна Юрьевна Пронина, недавно ушедшая из жизни.

- В свое время эти знамена поступили в музей вместе с древками, но однажды было принято решение хранить полотнища отдельно. Теперь собрать воедино музейный предмет очень непросто. Приходится подбирать полотнища к древку, анализируя состав прилипших к дереву волокон шелка, сопоставляя отверстия от крепивших знамена гвоздей, - поведала хранитель.

Древки российских цеховых знамен изготовлены из дерева хвойных пород и из березы, их высота вместе с навершием - 255 см, диаметр - 6 см.

#ремесленничество #история России #герб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6539) от 04.10.2019 под заголовком «Знамя с кренделями».


Комментарии