Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция - 47 цеховых знамен конца XVIII - начала XX века. Старейшее датируется 1785 годом, последнее - 1909-м. Собрание, подобного которому по полноте нет нигде на территории России, поступило в музей в 1923 году из Петроградского губернского архивного бюро.

Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки | Знамя гребеночного цеха, хранящееся в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, датировано, как и ряд других, 1885 годом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Знамя гребеночного цеха, хранящееся в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, датировано, как и ряд других, 1885 годом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Мы хорошо знаем парадный Петербург, но подчас забываем о ремесленниках, обеспечивавших столицу своей продукцией, без которой нельзя было представить жизнь горожанина, - говорит хранитель фонда тканей и знамен Светлана Кузнецова.

C самого первого дня ремесленники играли важную роль в хозяйственной жизни Петербурга, и власти не упускали из виду эту группу населения. В 1722 году Петр I издал указ, предписывавший ремесленникам объединяться в цехи по профессиональной принадлежности, дабы повысить уровень мастерства и улучшить качество изделий. К концу XVIII века в столице насчитывалось 56 объединений. Больше всего среди ремесленников было изготовителей продуктов питания, обуви и одежды.

21 апреля 1785 года Екатерина II издала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», больше известную под кратким названием «Жалованная грамота городам». Этот законодательный акт регламентировал правовой статус «городских обывателей». В нем, в частности, было зафиксировано разделение ремесел «на цехи или ремесленные управы». Каждая из управ обязывалась иметь «штаб-квартиру» (по документу - «место для схода»), устав («ремесленное положение»), печать, а также свой «ремесленный значик». Говоря современными словами - логотип.

Однако какого вида должен быть этот загадочный «значик», указано не было, и разные цехи в разных городах принялись наперебой придумывать кто во что горазд. Так, серебряный цех в Смоленске изготовил «значик» в виде иконы, кузнецы в Рыбинске сделали символ из металла и покрыли его масляной живописью. Булочники Владимира решили сэкономить и водрузили на посох цехового старшины металлическую эмблему размером 11 на 8 сантиметров.

Петербургские ремесленники, ориентируясь на традиции работавших в городе немецких цехов, стали делать «значик» в виде знамени из гроденапля (плотной шелковой ткани), расписанного масляными красками. Гроденапль остался «классическим» материалом для подобных знамен. На лицевой стороне полотнища изображался символ того или иного цеха и пояснительные надписи, на обороте - двуглавый орел с гербом города на груди.

- Рисуя герб Петербурга, ремесленники позволяли себе некоторую вольность. Якоря, на официальном гербе помещенные лапами вверх, на цеховых знаменах нередко изображались наоборот, вместо морского и речного якорей рисовали якоря одного типа, не соблюдали геральдические цвета герба российской столицы, - поясняет Светлана Кузнецова. - Что заставляло ремесленников модернизировать не самый сложный герб - остается загадкой.

Численность столичных ремесленников постоянно росла. В 1867 году в 23 цехах Петербурга состояли мастера более ста специальностей, а на рубеже XIX - XX веков в восьми объединениях числились представители 115 профессий. В 1910 году в ведении Ремесленной управы состояло 11 тысяч мастерских, в которых трудились свыше 56 тысяч человек. На цеховых знаменах красочно и довольно понятно для восприятия представлялись те или иные профессии: золоченые ножницы - портные; роскошный диван - мастера обойного цеха, крендель - булочники, трехъярусный торт - кондитеры...

Цеховые знамена использовались при проведении различных церемоний, например, клятвах мастеров, присягах старшин при вступлении в должность. Применялись флаги и во время коронаций, погребений, бракосочетаний членов императорской фамилии. Перед этими событиями полотнища регулярно «поновляли». К примеру, как отмечает Светлана Кузнецова, на девяти знаменах из собрания Музея истории города указана дата коронации императора Александра II, на других - дата погребения этого государя.

Случалось, что цеховые старшины, пользуясь очередным изменением в облике знамени, увековечивали себя на полотнище - на лицевой стороне появлялась надпись, сообщавшая имя и фамилию руководителя цеха.

Поступившие в музей в 1923 году знамена не выставляли на широкое обозрение, поскольку многие были в удручающем состоянии: где-то разошлись нити, где-то осыпался красочный слой. В 1962 году полотнища были впервые отреставрированы в мастерских Эрмитажа, но неудачно. Как пояснила Кузнецова, тогда еще не была разработана соответствующая методика, а в наше время реставрацией цеховых знамен по специальной технологии успешно занималась Татьяна Юрьевна Пронина, недавно ушедшая из жизни.

- В свое время эти знамена поступили в музей вместе с древками, но однажды было принято решение хранить полотнища отдельно. Теперь собрать воедино музейный предмет очень непросто. Приходится подбирать полотнища к древку, анализируя состав прилипших к дереву волокон шелка, сопоставляя отверстия от крепивших знамена гвоздей, - поведала хранитель.

Древки российских цеховых знамен изготовлены из дерева хвойных пород и из березы, их высота вместе с навершием - 255 см, диаметр - 6 см.

#ремесленничество #история России #герб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6539) от 04.10.2019 под заголовком «Знамя с кренделями».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».