Вечная музыка. Оркестр и хор под управлением Теодора Курентзиса проводит серию концертов
Концерты оркестра и хора musicAeterna посвящены 20‑летию этого сообщества музыкантов.

ФОТО A J. on Unsplash
Завоевание концертного и медийного пространства России и мира Курентзис начал в ту эпоху, когда к продвижению нового явления на рынке классической музыки вовсю подключились мощные механизмы пиара и всевозможных медиастратегий с успешно отработанными схемами. Заряд этих стратегий оказался так силен, что даже сегодня, когда ни одному из дирижеров России не удается работать в Европе, Теодор благополучно выступает там со своими музыкантами, вызывая ажиотаж по обе стороны государственной границы. И публика им и его стратегами приручена самая заинтересованная в новом и модном — это, с одной стороны, студенты, с другой — банковские служащие, которые идут на имя Курентзиса как заговоренные, какую бы сложную музыку он ни исполнял. А дирижеру это и нужно — получить аншлаговые залы, где можно делать со слушателями уже все, что заблагорассудится.
Вот и на концерте со Второй симфонией Густава Малера яблоку негде было упасть. Билеты в филармонический партер стоили от десяти тысяч и выше. На всех без исключения концертах с участием Курентзиса можно не только проводить любопытное культурно-социологическое исследование, но и наблюдать за модными тенденциями, поскольку публика собирается специфическая — такую не встретишь на рядовых филармонических вечерах.
Во Второй симфонии Малера, исполненной в Большом зале Филармонии, солистками выступили меццо-сопрано Юлия Вакула и сопрано Софья Цыганкова. Эту симфонию в пяти частях Малер написал в тональности знаменитой Пятой симфонии Бетховена с ее стуком судьбы «та-та-та-там» — в до миноре, ставшем резким контрастом яркому и позитивному ре мажору его Первой симфонии. Уход в бемольную сферу после лучезарной диезной композитор подчеркнул еще и названием первой части Второй симфонии — «Тризна», в которой, по его словам, «хоронит героя ре-мажорной симфонии». Хоронит для того, чтобы привести его к финалу «Воскресения» — так же, как и Бетховен в своей Пятой приводит своего героя от мрака к свету — от до минора к торжеству до мажора. В своей Второй симфонии Малер привел в финале всего лишь к параллельному ми-бемоль мажору, зато по пути к нему дал не только послушать «Проповедь Антония Падуанского рыбам» в скерцо третьей части, но и услышать сияние «Внутреннего света», или Urlicht, в четвертой части, сочинив вокальную строку для контральто на стихи из «Волшебного рога мальчика». В этой «Проповеди рыбам» — части, где музыкальный материал взят Малером из его одноименной песни, дирижер вслед за композитором дал понять в форме притчи, как внимательно молчаливо слушает стая рыб проповедь святого о любви к ближнему, так же безответно прячась потом под свои речные коряги. Ну и написав грандиозный финал — собственно «Воскресение», которое Малер разыграл как неслыханную доселе в симфонической литературе мистерию преображения, пойдя дальше Бетховена, сочинив для него собственные стихи со словами «О боль всепроникающая, тебя претерпеваю! О смерть всепобеждающая, тебя одолеваю».
Теодор давно водит роман с Малером, симфония за симфонией выстраивая малеровский космос, и композитор отвечает ему взаимностью, открывая тексты и подтексты. В первой части Второй Малера Курентзис словно умышленно демонстрировал признаки хаоса, душевной смуты, дисбаланса, чтобы через ухмылку двух скерцо подряд постепенно найти равновесие и в финале совершить обряд «Воскресения».
В вокальной четвертой части Теодор рискнул выставить не маститое заслуженное меццо, а как он любит — найти для этого начинающую, еще мало кому известную оперную звезду Юлию Вакулу, которая оправдала его надежды, явив глубоко осмысленную интерпретацию текста и порадовав меломанов красотой и даровитостью своего богатого голоса.
Читайте также:
В Мариинском театре показали спектакль Большого театра «Путешествие в Реймс» Россини
Венгерский танец на бис. В Филармонии выступили Денис Мацуев и Владимир Спиваков
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7889) от 15.04.2025 под заголовком «Вечная музыка Теодора Курентзиса».
Комментарии