В Центре Сергея Курехина открылась выставка об истории мультимедиа искусства

В Центре Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) открылась выставка «История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1986 – 2001».

В Центре Сергея Курехина открылась выставка об истории мультимедиа искусства | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Последние полтора десятилетия прошлого века для молодых начинающих творческих людей, в особенности художников, были временами романтическими. Быстро исчезало деление искусства на официальное и андеграунд. Перформансы и хеппенинги из экзотики постепенно становились привычными практиками. В Ленинград приезжали и общались с художниками композитор Джон Кейдж, куратор Понтюс Хюльтен, писатель Брюс Стерлинг, актриса Джоанна Стингрей, композитор Брайан Ино. Художники делали первые принты с использованием графических программ, монтировали первую компьютерную анимацию, записывали произведения на только появившиеся компакт-диски. Появились работы, специально предназначенные для Интернета и существующие только во Всемирной паутине (веб-арт и нет-арт).

«Параллельное кино», «Пиратские телевидение», «Инженеры искусств», «Запасной выход» – названия этих и других арт-групп многое говорят свидетелям их деятельности. Одни снимали фильмы, обязательно на черно-белую 16-мм пленку. Другие проводили шумные маскарады в арендованных по этому случаю петербургских дворцах. Однажды даже организовали «Гагарин пати» в павильоне «Космос» на ВДНХ.

С тех пор прошло много лет, набрана историческая дистанция, которая позволяет оценить достижения тех бурных времен. Именно тогда начинался «неокадемизм» Тимура Новика, теперь покрывшийся музейным глянцем. Показывал первые спектакли Инженерный театр АХЕ, позже получивший много разных наград, в том числе «Золотую маску», и успешно работающий сегодня. Скромно стартовавший для узкого круга фанатов «Техно-арт-центр» теперь стал одним из лидеров «сайенс-арта» в России. В прошлом году он открыл в Музее науки Института физиологии имени академика Ивана Павлова постоянную экспозицию «Новая антропология», созданную совместно с учеными.

Но куратор выставки Виктория Илюшкина не делает акцент только на тех, кто преуспел: «Сегодня можно сказать, что многие эксперименты не прошли даром, они стали активно применяться в современном кинематографе, рекламе и видеоискусстве». Илюшкина вместе с Центром Курехина собрали и впервые предъявляют широкой публике материалы, которые хранятся в частных собраниях. Например, в ПВА – Петербургском архиве кинорежиссера Иветты Померанцевой, у Марины Баскаковой – организатора международного форума компьютерного искусства «Третья реальность», в коллекциях художников – участников выставки.

Всего представлено примерно десять часов кино и видео плюс около ста произведений пяти десятков авторов – от эскизов до инсталляций и несколько витрин с книгами, афишами, автографами...

Для публики (кому-то увидеть впервые, кому-то вспомнить) будут интересны записи «Пиратского телевидения» с неувядающим Владом Мамышевым-Монро, который ярко пародирует приемы телеведущих. Он же сыграл главную роль – Молчалина в видеофильме Ольги Тобрелутс «Горе от ума». В отличие от грибоедовского оригинала именно Молчалин покидает Москву после возвращения туда Чацкого.

На рубеже веков Людмила Белова создала инсталляцию «Оцифровка крови» – на клавиатуре компьютера лежат руки, в которые вставлены катетеры. Эта работа появилась на фоне сообщений о создании компьютерной программы для оцифровки крови на дому. Отправив данные в клинику, можно получить анализы и расшифровку ДНК. Сюжет, сейчас снова ставший актуальным.

#выставка #Курехин #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Когда в искусство пришел компьютер».


Комментарии