В Центре Сергея Курехина открылась выставка об истории мультимедиа искусства

В Центре Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) открылась выставка «История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1986 – 2001».

В Центре Сергея Курехина открылась выставка об истории мультимедиа искусства | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Последние полтора десятилетия прошлого века для молодых начинающих творческих людей, в особенности художников, были временами романтическими. Быстро исчезало деление искусства на официальное и андеграунд. Перформансы и хеппенинги из экзотики постепенно становились привычными практиками. В Ленинград приезжали и общались с художниками композитор Джон Кейдж, куратор Понтюс Хюльтен, писатель Брюс Стерлинг, актриса Джоанна Стингрей, композитор Брайан Ино. Художники делали первые принты с использованием графических программ, монтировали первую компьютерную анимацию, записывали произведения на только появившиеся компакт-диски. Появились работы, специально предназначенные для Интернета и существующие только во Всемирной паутине (веб-арт и нет-арт).

«Параллельное кино», «Пиратские телевидение», «Инженеры искусств», «Запасной выход» – названия этих и других арт-групп многое говорят свидетелям их деятельности. Одни снимали фильмы, обязательно на черно-белую 16-мм пленку. Другие проводили шумные маскарады в арендованных по этому случаю петербургских дворцах. Однажды даже организовали «Гагарин пати» в павильоне «Космос» на ВДНХ.

С тех пор прошло много лет, набрана историческая дистанция, которая позволяет оценить достижения тех бурных времен. Именно тогда начинался «неокадемизм» Тимура Новика, теперь покрывшийся музейным глянцем. Показывал первые спектакли Инженерный театр АХЕ, позже получивший много разных наград, в том числе «Золотую маску», и успешно работающий сегодня. Скромно стартовавший для узкого круга фанатов «Техно-арт-центр» теперь стал одним из лидеров «сайенс-арта» в России. В прошлом году он открыл в Музее науки Института физиологии имени академика Ивана Павлова постоянную экспозицию «Новая антропология», созданную совместно с учеными.

Но куратор выставки Виктория Илюшкина не делает акцент только на тех, кто преуспел: «Сегодня можно сказать, что многие эксперименты не прошли даром, они стали активно применяться в современном кинематографе, рекламе и видеоискусстве». Илюшкина вместе с Центром Курехина собрали и впервые предъявляют широкой публике материалы, которые хранятся в частных собраниях. Например, в ПВА – Петербургском архиве кинорежиссера Иветты Померанцевой, у Марины Баскаковой – организатора международного форума компьютерного искусства «Третья реальность», в коллекциях художников – участников выставки.

Всего представлено примерно десять часов кино и видео плюс около ста произведений пяти десятков авторов – от эскизов до инсталляций и несколько витрин с книгами, афишами, автографами...

Для публики (кому-то увидеть впервые, кому-то вспомнить) будут интересны записи «Пиратского телевидения» с неувядающим Владом Мамышевым-Монро, который ярко пародирует приемы телеведущих. Он же сыграл главную роль – Молчалина в видеофильме Ольги Тобрелутс «Горе от ума». В отличие от грибоедовского оригинала именно Молчалин покидает Москву после возвращения туда Чацкого.

На рубеже веков Людмила Белова создала инсталляцию «Оцифровка крови» – на клавиатуре компьютера лежат руки, в которые вставлены катетеры. Эта работа появилась на фоне сообщений о создании компьютерной программы для оцифровки крови на дому. Отправив данные в клинику, можно получить анализы и расшифровку ДНК. Сюжет, сейчас снова ставший актуальным.

#выставка #Курехин #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Когда в искусство пришел компьютер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?