В Петербурге открылась выставка Майи Копытцевой

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась персоналия Майи Кузьминичны Копытцевой (1924 – 2005). Около ста картин и несколько рисунков впервые полноценно знакомят публику с творчеством мастера живописи, которая владела всеми жанрами. Но предпочитала соединять их на одном холсте.

В Петербурге открылась выставка Майи Копытцевой | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ксения Харина, куратор проекта, его замысел появился несколько лет назад в ходе подготовки выставки Анатолия Левитина, мужа и соратника Копытцевой. Она была человеком, как теперь принято говорить, непубличным, не стремилась часто выставляться. Впрочем, надо сказать, что любимый Копытцевой жанр натюрморта был не самым желанным гостем на выставках соцреалистической эпохи. Художница отказалась преподавать, хотя приглашали. Предпочитала подолгу творить на Академической даче в Тверской области, находя смыслы своего труда в простых деревенских сюжетах.

Биография Копытцевой традиционна для художников ее времени и укладывается в несколько строк. Родилась в Гаграх, через два года семья переехала в Ленинград. В 14 лет начала заниматься в изостудии Дворца пионеров, тогда только открытой. В 1941 году была принята в среднюю художественную школу при Академии художеств. В феврале 1942 года вместе с другими учащимися эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд. Вернулась домой в 1944-м, через год поступила на архитектурный факультет Репинского института, но окончила вуз как живописец в мастерской Бориса Иогансона. Известный художник Валентин Сидоров как-то сказал о Копытцевой, что суть художницы раскрывается в характере ее живописи – щедрой и ясной.

При подготовке проекта «Петербургский художник» ограничился показом произведений Копытцевой из собрания ее семьи. Это полноценная коллекция, представляющая все шесть десятилетий ее творчества. Ксения Карина провела небольшую экскурсию по выставке.

Среди натюрмортов – «Хурма на красном табурете» и «Красная посуда». Не каждый живописец рискнет соединить на одном холсте оранжевые фрукты и красную мебель. Или соединить чайный сервиз и яблоки – разных оттенков, но одного цвета. В то же время в натюрморте «Айва» найдено изысканное сочетание желтого колорита плодов и бледно-фиолетового чайника. Интересна история создания «Заседательского натюрморта (Натюрморт с графином)». В конференц-зале Академической дачи находился единственный телефон. Художники просили ключ от зала, чтобы позвонить родственникам или друзьям. Копытцева использовала и эту возможность для работы.

«Черноплодная рябина» показывает мастерское владение мазком, «Голубая веранда» и «Дверь в сад» – гармоничное сочетание интерьера и пейзажа. Эскиз «Дождь пошел» с девочкой, снимающей белье с перил веранды при первых струях ливня, – умение Копытцевой создать жанровую сцену.

Выставку завершают несколько портретов, среди них два графических. В «Автошарже» Копытцева изобразила себя в купальнике и больших круглых очках. В шарже на Анатолия Левитина тот изображен многоруким, успевающим одновременно надевать брюки и сорочку, читать газету, говорить по телефону и, конечно, при этом не выпускать из рук палитру.

Выставкой Майи Копытцевой, которая продлится по 10 января 2021 года, «Петербургский художник» начал серию событий, посвященных своему 15-летию. За эти годы было проведено более пятидесяти выставок. Музей был открыт в 2005 году меценатом Галиной Степановой в бывшей коммунальной квартире на набережной реки Мойки, 100.

#выставка #художники #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6793) от 27.10.2020 под заголовком «Откуда графин на холсте».


Комментарии