В Петербурге открылась выставка Майи Копытцевой

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась персоналия Майи Кузьминичны Копытцевой (1924 – 2005). Около ста картин и несколько рисунков впервые полноценно знакомят публику с творчеством мастера живописи, которая владела всеми жанрами. Но предпочитала соединять их на одном холсте.

В Петербурге открылась выставка Майи Копытцевой | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ксения Харина, куратор проекта, его замысел появился несколько лет назад в ходе подготовки выставки Анатолия Левитина, мужа и соратника Копытцевой. Она была человеком, как теперь принято говорить, непубличным, не стремилась часто выставляться. Впрочем, надо сказать, что любимый Копытцевой жанр натюрморта был не самым желанным гостем на выставках соцреалистической эпохи. Художница отказалась преподавать, хотя приглашали. Предпочитала подолгу творить на Академической даче в Тверской области, находя смыслы своего труда в простых деревенских сюжетах.

Биография Копытцевой традиционна для художников ее времени и укладывается в несколько строк. Родилась в Гаграх, через два года семья переехала в Ленинград. В 14 лет начала заниматься в изостудии Дворца пионеров, тогда только открытой. В 1941 году была принята в среднюю художественную школу при Академии художеств. В феврале 1942 года вместе с другими учащимися эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд. Вернулась домой в 1944-м, через год поступила на архитектурный факультет Репинского института, но окончила вуз как живописец в мастерской Бориса Иогансона. Известный художник Валентин Сидоров как-то сказал о Копытцевой, что суть художницы раскрывается в характере ее живописи – щедрой и ясной.

При подготовке проекта «Петербургский художник» ограничился показом произведений Копытцевой из собрания ее семьи. Это полноценная коллекция, представляющая все шесть десятилетий ее творчества. Ксения Карина провела небольшую экскурсию по выставке.

Среди натюрмортов – «Хурма на красном табурете» и «Красная посуда». Не каждый живописец рискнет соединить на одном холсте оранжевые фрукты и красную мебель. Или соединить чайный сервиз и яблоки – разных оттенков, но одного цвета. В то же время в натюрморте «Айва» найдено изысканное сочетание желтого колорита плодов и бледно-фиолетового чайника. Интересна история создания «Заседательского натюрморта (Натюрморт с графином)». В конференц-зале Академической дачи находился единственный телефон. Художники просили ключ от зала, чтобы позвонить родственникам или друзьям. Копытцева использовала и эту возможность для работы.

«Черноплодная рябина» показывает мастерское владение мазком, «Голубая веранда» и «Дверь в сад» – гармоничное сочетание интерьера и пейзажа. Эскиз «Дождь пошел» с девочкой, снимающей белье с перил веранды при первых струях ливня, – умение Копытцевой создать жанровую сцену.

Выставку завершают несколько портретов, среди них два графических. В «Автошарже» Копытцева изобразила себя в купальнике и больших круглых очках. В шарже на Анатолия Левитина тот изображен многоруким, успевающим одновременно надевать брюки и сорочку, читать газету, говорить по телефону и, конечно, при этом не выпускать из рук палитру.

Выставкой Майи Копытцевой, которая продлится по 10 января 2021 года, «Петербургский художник» начал серию событий, посвященных своему 15-летию. За эти годы было проведено более пятидесяти выставок. Музей был открыт в 2005 году меценатом Галиной Степановой в бывшей коммунальной квартире на набережной реки Мойки, 100.

#выставка #художники #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6793) от 27.10.2020 под заголовком «Откуда графин на холсте».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?