В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Зойкина квартира»
Портновский манекен, рядом старинная швейная машинка «Зингер». Фотозона в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, где могли запечатлеть себя посетители премьеры спектакля «Зойкина квартира» (18+) по пьесе Михаила Булгакова. Это первая премьера при новом худруке театра — Викторе Минкове. Поставил спектакль молодой режиссер Хуго Эрикссен.

ФОТО Олега СТЕФАНЦОВА/предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской
Не сказать, что Булгакова редко ставят на петербургской сцене. Назовем только недавние премьеры. Это «Театральный роман» поставленный Романом Габриа в Театре им. Ленсовета (18+), и сюрреалистическая трагикомедия «Восемь снов» Яны Туминой по мотивам пьесы «Бег» на сцене МДТ (18+). И вот теперь «Зойкина квартира», которая не ставилась довольно давно.
События в пьесе, написанной Булгаковым сто лет назад для Театра Вахтангова, развиваются вокруг Зои Денисовны Пельц, молодой дамы из бывших, потерявшей в революцию все, кроме шестикомнатной квартиры в центре Москвы. Эта квартира и становится основным местом действия. А борьба за нее — основной пружиной происходящего: управдом-взяточник постоянно угрожает бедной Зое «уплотнением». Приходится выкручиваться — выдавать горничную за племянницу, а потом — «переводить в нежилой фонд» и устраивать на вожделенных квадратных метрах мастерскую для «шитья прозодежды» (под видом которой скрывается бордель). В пьесе много перекличек с ранними рассказами и даже фельетонами Булгакова о фантастической реальности первых послереволюционных лет и с сатирическим изображением московского быта в романе «Мастер и Маргарита».
Театралы со стажем до сих пор с упоением вспоминают спектакль Юрия Аксенова, который шел в Театре Комедии 17 лет — при аншлагах. Все те годы Зойку играла Ирина Мазуркевич. Это была искрометная комедия, с красивыми декорациями, великолепными костюмами. У Хуго Эрикссена не комедия. Скорее, трагифарс с масками, как обозначил жанр пьесы сам Булгаков. С акцентом на первую часть слова. Если кто‑то ждет от спектакля погружения в эпоху ар-деко, то напрасно. Режиссер обошелся без прекрасной мишуры, выбрав минималистический образ. Холодная, стерильная элегантность. Сцена почти пустая, лишь несколько стульев да стол, похожий на те, что стоят в операционных. Все залито холодноватым светом. Актеры отделены от зрителей стеклянной стеной, разделенной к тому же на квадраты. Голоса доносятся будто издалека. Говорят в микрофон, чуть замедленно. Так же медленно, тягуче звучит музыка. Саундтрек к спектаклю создал Андрей Бесогонов. Это фантазии на темы некоторых произведений Сергея Рахманинова. Звучат и народные песни, но и они будто пробиваются сквозь какую‑то преграду. В сцене импровизированного стриптиза, который исполняет работница «швейной мастерской», бодрая народная песня «Полным-полна моя коробочка» звучит почти как похоронный марш. Этот замедленный темпоритм во всем — в движениях, разговорах, музыке создает впечатление транса или сна наяву. Сидишь в зале, как на сеансе гипноза. Но иногда вдруг — вспышка света или резкий звук, и регистр переключается, действие перестает тормозить и бешено пускается вскачь.
На прогоне Зою Пельц играла Евгения Игумнова. В ее трактовке Зоя — не авантюристка, преступающая закон ради наживы, а женщина, оказавшаяся в отчаянном положении и пытающаяся выжить. Используя и свою красоту, и последние деньги, и хитрость, и угрозы, она пытается правдами и неправдами сохранить квартиру. Зойка у Хуго Эрикссена — сильная женщина, которая борется за себя и за своего потерявшегося в новой реальности возлюбленного, бывшего графа Обольянинова. Она представляет тип новой, эмансипированной женщины, что подчеркивается одеждой. Никаких тебе роскошных платьев в стиле ар-деко с бисерными вышивками, никаких вычурных шляпок и туфелек. Художник Ютта Роттэ, не первый раз работающая с Хуго Эрикссеном, одела Зойку в мужской костюм-тройку.
Во втором составе Зою Денисовну играет Кристина Кузьмина. Интересно, что для нее это не первая Зойка — она играет эту роль в Псковском театре драмы им. А. С. Пушкина, в спектакле якутского режиссера Сергея Потапова.
Среди актерских работ стоит выделить Владимира Крылова, исполнителя роли графа Павла Обольянинова. Обычно слабые мужчины, ломающиеся под давлением обстоятельств, вызывают неприязнь. Но Крылов создает симпатичный образ интеллигента, человека с утонченной, хрупкой психикой, который тем не менее изо всех сил пытается сохранить достоинство. Чем‑то напоминает Максудова, героя «Театрального романа», который так отчаялся, что подумывал уйти из жизни, но брился при этом ежедневно.
Кстати, о «Театральном романе». Аметистова, кузена Зои Пельц, в одном из составов играет Илья Дель — Максудов из спектакля Романа Габриа. Автор этих строк видел спектакль с Богданом Гудыменко, создавшим образ брутального авантюриста, который в огне не горит и в воде не тонет. С оттенком чертовщины, которой приправил этот образ Булгаков. Аметистов появился у Зои Пельц из ниоткуда, как черт из табакерки, напугав ее. «Тебя же расстреляли в Баку, я читала», — ошарашенно говорит она при первой встрече. «Так что из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит, уж и в Москву не могу приехать? Хорошенькое дело. Меня по ошибке расстреляли совершенно невинно».
Главная тема «Зойкиной квартиры», да и творчества Булгакова в целом — человек в эпоху крушения привычного мира — близка многим. И квартирный вопрос не решен окончательно.
Читайте также:
В этом году Молодёжный театр на Фонтанке отмечает несколько заметных дат
Военно-городской романс. На сцену впервые вышли герои повести Вадима Шефнера «Сестра печали»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7933) от 24.06.2025 под заголовком «Нехорошая квартира».
Комментарии