В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
«Площадь Островского» — так называется открывшаяся в Театральном музее выставка, посвященная 200‑летию со дня рождения великого драматурга, создателя русского национального театра. Кураторы — Константин Учитель и Дарья Рыбакова вместе с дизайнером Екатериной Сотниковой превратили три музейных зала в подобие сцены, где разыгрываются спектакли по пьесам Александра Николаевича Островского. По «пьесам жизни», как их принято называть вслед за Добролюбовым. Как во всех удачных выставочных проектах последнего времени, в «Площади Островского» переплетены две стороны — образовательная, просветительская и развлекательная, театрализованная. Информации очень много, но подана она так, что не соскучишься.
ФОТО Дмитрия Соколова
Бедность не порок
Начинается знакомство с драматургом в зале «Биография». На большом столе лежат зеленовато-голубые тома — полное собрание сочинений Островского. «У меня дома такое же, это издание пятидесятых годов!» — говорит коллега, прочитавшая все пьесы и пересмотревшая почти все спектакли по ним, идущие в театрах Москвы и Петербурга.
Для тех, кто не так хорошо подкован и знает в основном «Грозу», «Бесприданницу» и «Снегурочку», в книгах сделаны закладки. Они — разного цвета. Это не просто так. Закладки совпадают по цвету с линиями на лежащей на столе схеме, в которой обозначены все пьесы драматурга. Каждый цвет соответствует одной из важнейших тем, которые затрагивал Островский в своих пьесах. Перечислим: власть, фольклор, семья, театр, Волга, чиновники, вера, деньги.
Если вычесть фольклор, Волгу и, возможно, театр, все темы — животрепещущие. Возьмем деньги. Персонажи Островского много говорят об этом: спрашивают, богат ли новый знакомый, сетуют, что нет средств на исполнение мечты, боятся долговой ямы, ищут доходное место… Почитать о том, что так волновало героев Островского и не меньше волнует нас, грешных, можно в пьесах «Бесприданница», «Доходное место», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся», «Бешеные деньги»…
А вот и деньги «во плоти» — тысяча рублей ассигнациями, пачка, перевязанная бечевкой. Эту тысячу недодал в пьесе «Лес» купец Иван Восьмибратов Раисе Гурмыжской.
У самого Александра Николаевича, уж на что был успешным драматургом, пьесы которого шли по всей России, были проблемы с деньгами. «Работать без отдыха и собирать за свою работу гроши — вот это наше дело», — с горькой насмешкой писал он. И посвятил много времени разработке вопросов авторского права.
Были у него проблемы и с цензурой: «Чтобы только иметь надежду видеть свои произведения на сцене, волей-неволей гонишь из головы серьезные жизненные идеи, выбираешь задачи пообщее, сюжеты помельче, характеры побледнее…». Можно узнать о сложной судьбе ныне столь известной пьесы «Свои люди — сочтемся», написанной в 1849 году. Пьесу запретили к постановке. Как объяснил цензор Гедеонов, потому, что все персонажи в ней — «отъявленные мерзавцы».
Колумб Замоскворечья
Второй зал называется «Замоскворечье». Здесь несколько инсталляций, воссоздающих интерьеры купеческих домов: мягкие диваны, кресла, абажуры, прикрытые цветастыми шалями, круглые столы, накрытые к чаепитию… Мебель музейная, но на ней можно сидеть, представляя себя героем какой‑нибудь пьесы Островского. Редкое удовольствие.
Есть тут и «говорящие» самовары, из них звучат записи спектаклей.
Островского иногда называют «Колумбом Замоскворечья». Именно он сделал этот район на правом берегу Москва-реки столь известным. Уютный, населенный купцами, мещанами, небогатыми дворянами. В 32 пьесах Островского действие происходит здесь, в старой Москве, ныне ушедшей в прошлое.
А вот Петербург Островский не любил. Может быть, потому, что приезжал сюда по делам, «казенным хлопотам», общался с чиновниками. Город казался ему слишком холодным — во всех смыслах. Но здесь был Александринский театр, где шли многие его пьесы. К театру и его артистам у драматурга было особое отношение.
Катерина и Лариса
Одной из любимых актрис была Пелагея Стрепетова, которая в 1881 году сыграла Катерину в «Грозе». На выставке есть ее фотография. Может показаться, что она совсем не годится для роли Катерины — молодой красавицы. Да, красивой Стрепетова действительно не была, но была очень талантлива и создала яркий и выразительный образ трагической героини, мученицы, только не во имя веры, а во имя любви. После премьеры Островский говорил, что Стрепетова произвела «фурор неописанный».
На выставке можно ознакомиться с экспонатами, рассказывающими о многих постановках «Грозы».
Вторая из самых популярных в народе героинь драматурга, конечно, — Лариса из «Бесприданницы».
Среди экспонатов, посвященных этой пьесе, хотелось бы выделить афишу от 24 января 1910 года. Приглашают на спектакль Театра Веры Федоровны Комиссаржевской «Бесприданница», который пройдет на сцене театра Общественного собрания Ташкента. Гастроли в Ташкенте, которые так хорошо начинались и так много обещали, обернулись трагедией. Комиссаржевская заразилась там черной оспой и 10 февраля в мучениях умерла.
Эскизы декораций, костюмов и сами костюмы, причем не только из богатейшего фонда Театрального музея, но и из других собраний, тоже воссоздают атмосферу «пьес жизни», написанных драматургом. А еще — наглядно иллюстрируют разные подходы к их сценическому воплощению.
Назад к Островскому!
Интересны «отношения» драматургии Островского с режиссерами-новаторами. После революции его, как и других классиков XIX века, хотели «сбросить с корабля современности». Идеологам нового «пролетарского искусства» он казался архаичным, мещанским. Положение спас первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, который даже придумал лозунг: «Назад к Островскому!». Спектакли по его пьесам ставили Мейерхольд, Таиров, Эйзенштейн… Именно в 1923 году, ровно сто лет назад, Театральная площадь перед Александринским театром стала носить имя Островского.
Как выяснилось, Островский не устарел и по сей день. В чем загадка? Почему он остается актуальным? Не только, конечно, из‑за обращения к «вечно живым» темам вроде власти, чиновников и денег. Один из кураторов выставки Константин Учитель сказал на вернисаже, что «Островский позволяет делать с собой что угодно», ничего при этом не теряя. Можно переносить действие в современность, превращать драму в оперу или балет. Многие знают оперу Римского-Корсакова «Снегурочка», в основе которой — «весенняя сказка» Островского. Но далеко не все знают, что по ее мотивам в начале XX века для «Русских сезонов» Дягилева был создан балет «Полуночное солнце» на музыку Римского-Корсакова. Об этом необычном спектакле напомнит необыкновенной красоты эскиз, выполненный мастером русского авангарда Михаилом Ларионовым. Это гимн весне, которая несет вечное возрождение и обновление.
Выставка продлится до 30 июля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7385) от 30.03.2023 под заголовком «На диване с Островским».
Комментарии