Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 апреля

Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 апреля | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эрмитаж

23 апреля музей откроет выставку «…Блеск кристалла и тонкость граней…». Русское стекло XVIII — начала XX века, с резьбой и гравировкой» (6+).

Прозрачное стекло — удивительный по богатству декоративных возможностей рукотворный материал. Необычайно разнообразны сферы его применения и приемы обработки. Резьба, шлифовка, гравировка — способы холодной обработки стекла, требующие от мастера опыта, виртуозности и ювелирной точности. На выставке планируется показать эволюцию искусства резьбы по стеклу в императорской России, а также разнообразие приемов механической обработки стеклянных поверхностей. Хронологические рамки — от возникновения в XVIII веке первых промышленных стекольных предприятий до революции 1917 года. По большей части будут представлены произведения Императорского стеклянного завода — ведущего предприятия страны.

25 апреля в Пикетном зале Зимнего дворца первых посетителей примет выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550‑летию со дня рождения мастера (6+). 2025 год отмечен юбилеем величайшего мастера эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). В коллекции Эрмитажа хранится единственное в российских музеях произведение Микеланджело «Скорчившийся мальчик», приобретенное Екатериной Великой для императорского собрания. Вокруг этой небольшой скульптуры и строится концепция выставки.

Более известный произведениями в камне, проектом купола базилики Святого Петра в Риме и фресками в Сикстинской капелле, Микеланжело так же создал ряд картин и большое число рисунков. Многие композиции, разработанные мастером, его идеи, сила и мощь героических образов оказали влияние на современников и последователей. В Пикетном зале будут представлены произведения скульпторов и живописцев, творивших под впечатлением от работ гениального мастера. Среди них мраморный бюст «Вакха» Баччо Бандинелли, придворного скульптора тосканских герцогов Медичи, пытавшегося соперничать с гением на протяжении всей жизни. Также в состав выставки войдут живописные работы, созданные по композициям Микеланджело, — картины «Оплакивание Христа» и «Распятие» по рисункам, созданным в дар его близкому другу поэтессе Виттории Колонна.

Центральный военно-морской музей

Музей открыл выставку «Курсом к Победе» (6+). Она состоит из четырех объединенных общей темой разделов.

Первый повествует о событиях 1941 – 1943 годов, когда флот преиму­щественно находился в обороне. Второй посвящен участию флота в сокрушительных ударах Красной армии в 1944 году. Два следующих рассказывают о победном 1945 годе и адмирале флота Советского Союза Н. Г. Кузнецове к 120‑летию со дня рождения флотоводца.

На выставке представлены реликвии военных лет, в том числе предметы, относящиеся к героическим и трагическим страницам истории музея в годы блокады Ленинграда. Все они из фондов музея, где содержится огромное число раритетов, связанных с боевой славой, доблестью и героизмом советских моряков в Великой Отечественной войне. Многие предметы имеют мемориальный характер и хранят память о выдающихся флотоводцах и моряках-героях, которым они принадлежали, их ратном труде и подвигах.

Музей истории города

В Комендантском доме Петропавловской крепости развернута выставка «Выстоял. Сражался. Победил» (6+). Она приурочена к 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне, представляет издания Музея истории города, посвященные блокаде Ленинграда, битве за Ленинград, а также обороне крепости Орешек в годы войны.

В 1964 году в особняке Румянцева открылась экспозиция «Ленинград в период Великой Отечественной войны». На страницах издания 1969 года тиражом 45 000 экземпляров представлены основные части экспозиции. В 1970 году музей подготовил каталог открыток 1941 – 1945 годов, изданных в Ленинграде, «Никто не забыт и ничто не забыто!».

В год 30‑летия Победы в 1975 году в комплекс музея вошел монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, в 1978 году была открыта экспозиция подземного Памятного зала. Монументу Героическим защитникам Ленинграда посвящены многочисленные издания музея. Одно из них, к 60‑летию Победы, представлено на выставке.

Еще один объект музея, связанный с Великой Отечественной войной, — Шлиссельбургская крепость Орешек вошла в состав музея в 1965 году. Спустя 20 лет на территории крепости был открыт мемориал в память о защитниках крепости Орешек в 1941 – 1943 годах. Одно из последних изданий музея, посвященных обороне крепости, — самиздатовский рукописный «Окопный журнал «Орешек», который выпускал гарнизон крепости.

Театральный музей

Свою выставку художница Галина Русак назвала «Дети, духи, животные под светом солнца и луны» (6+). В нем как будто закралась тайна. Дети, духи, животные под светом солнца и луны наполняются особым свечением, как внутренним, так и внешним. Сквозь это свечение проступают чувства.

Все творчество художницы посвящено воспитанию целого спектра чувств — любовь, сострадание, эмпатия, радость и принятие новой жизни, горестное переживание ухода близкого существа… Сюжеты работ Галины Русак отражают жизнь обычных людей, поэтому легко находят эмоциональный отклик.

Техника исполнения работ — многослойное покрытие холста масляными красками, филигранная проработка каждой детали и декоративность — превращают персонажей, будь то деревенская детвора, пастушок или рождение луны, в близких и узнаваемых, но вместе с тем и фантастических героев. Пространство картин метафорично и одновременно буднично.

Круг жизни и времени — тема, к которой художница обращается почти во всех своих работах, где представлено непрерывное движение от начала к началу, как показано, например, в цикле, посвященном луне, где демонстрируется путь от рождения до ухода и вновь возрождения. Таким образом, перед зрителем предстает аллегорический образ связи поколений.

Музей-институт семьи Рерихов

На этой площадке открылась выставка «Зов о Культуре. К 90‑летию Пакта Рериха» (14+).

Ежегодно 15 апреля мир отмечает Международный день культуры. Эта дата связана с делом жизни Николая Константиновича Рериха — 15 апреля 1935 года, 90 лет назад, был подписан международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, вошедший в историю как Пакт Рериха.

Идея о необходимости сохранения культурных ценностей, или, как говорил сам Рерих и его современники в начале ХХ века, «старины», появилась у Николая Константиновича еще в студенческие годы. Кажется, все в жизни художника вело к этой теме: и любовь к археологии, сложившаяся еще в юности в родовом поместье «Извара», и обучение на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, и, конечно, творчество. Н. К. Рерих, начиная свой творческий путь, писал архитектурные пейзажи и сюжетные картины, призванные сохранить историю и культуру Древней Руси.

Идеи Николая Константиновича были поддержаны сначала в России, а затем и во всем мире, и в дальнейшем трансформировались в общественное движение в защиту культурного наследия.

Выставочный проект «Зов о Культуре. К 90‑летию Пакта Рериха» рассказывает о сложном пути от первых идей молодого автора до международных договоров, об истории возникновении пакта, его подписании и о том, почему этот документ имеет такое важное значение в мировой истории. Представлены этюды архитектурной серии из собрания Музея Востока (Москва), сделанные Рерихом в поездке «по старине», первое собрание сочинений, вышедшее в 1914 году, с описанием этой поездки.

Среди экспонатов — открытки, выпущенные в 30‑е годы ХХ века в США и Европе, призванные популяризировать идеи пакта; документы с международных конференций по содействию всемирному принятию Пакта Рериха и Знамени Мира и работы современных авторов, вдохновленных творчеством Рериха.

Музей «Русский Левша»

«Гильдия мастеров» представляет на Итальянской, 35, персональную выставку картин из соломки Александра Кузнецова — «От музыки трав к поэзии камня» (6+).

В 1996 году один из ярославских мастеров познакомил Александра с техникой аппликации из соломки. Эта старинная техника зародилась в крестьянской среде России, Белоруссии и Украины, когда сельские мастера, подражая развитому в те времена искусству маркетри, старались украсить свой быт узорами из соломки. Подчеркивая эту взаимо­связь, художник так и называет свое ремесло — соломенное маркетри. 

Когда рожденные образы воплотились в рисунке, в композиции, начинается долгий кропотливый труд. Каждая картина тщательно прорисовывается тушью или гелевой ручкой, обозначаются свет и тень, полутени, блики и рефлексы. Особенно это необходимо в натюрмортах. Затем все изображения разбиваются на отдельные детали, каждой из которых присваивается свой номер и номер оттенка. В некоторых работах таких оттенков может быть до 25. Обработанную таким образом картину художник называет матрицей, каждую деталь которой автор переносит на кальку, а затем заклеивает соломенным шпоном. Автор добивается наличия 25 оттенков материала особенной обработкой собранной соломки. Термическое воздействие дает палитру монохрома от молочного, через кофейный цвет к антрациту. После прессования и просушивания деталь вырезается канцелярским ножом и устанавливается на свое место на планшете, оклеенном черной тканью. Для придания долговечности и сохранности изображение покрывается лаком. Кстати, материал для своих произведений — солому озимой ржи, пшеницы и овса — мастер выращивает на своем приусадебном участке.

Сюжеты художника многообразные. В коллекции его работ пейзажи, натюрморты и многофигурные композиции. Большое значение автор придает портретам. Среди известных личностей, изображенных художником, особенное место занимают рок-музыканты.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии