В пространстве литературного музея «ХХ век» работает выставка «Правда Востока»

Она приурочена к 130‑летию со дня рождения советского фотографа Макса Пенсона. Вся его творческая биография состоялась в социалистической Средней Азии.

В пространстве литературного музея «ХХ век» работает выставка «Правда Востока» | «Юные шахматисты». Конец 1930‑х годов./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Юные шахматисты». Конец 1930‑х годов./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Сразу может возникнуть вопрос, почему музей, который рассказывает о писателях, занялся фотоискусством. Ответом является биография Пенсона (1893 – 1959), сына переплетчика из еврейского местечка под Витебском, которого судьба сначала забросила в древний Коканд, где он работал учителем рисования и получил в награду за труд свой первый фотоаппарат. Позже по направлению наркомпроса Пенсон переезжает в Ташкент, и начинается его карьера фотографа. Уже через год он стал штатным фотокорреспондентом центральной ежедневной узбекской газеты «Правда Востока». Почти в каждом номере этого массового издания публиковались его снимки. Фотограф стремился зафиксировать на пленке перемены, которые происходили тогда в советской Средней Азии — борьба за женское равноправие, ликвидация неграмотности, индустриализация. Газетные тексты, по меткому замечанию писателя Сергея Третьякова, стали «нашим эпосом». Страна жила в эпоху всеобщего энтузиазма. Фотографа Макса Пенсона прежде всего интересовали лица людей, а не эффектные ракурсы и грандиозные панорамы.

Вскоре последовали публикации его фото в журналах «Огонек» и «СССР на стройке», работа по заданиям ТАСС. В 1937 году снимок «Мать», более известный под названием «Узбекская мадонна», экспонировался в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. В 1939‑м на строительстве Большого Ферганского канала Пенсон познакомился с Сергеем Эйзенштейном, который снимал документальный фильм об этом событии. Позже знаменитый кинорежиссер напишет: «Невозможно говорить о Фергане, не вспомнив вездесущего Пенсона, человека, исходившего с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю, страница за страницей, можно воссоздать по необозримому фотоархиву Пенсона за многие и многие годы».

Значительная часть этого фотоархива хранится в Ташкенте у Максима Пенсона, внука фотографа. Он предоставил для выставки право экспонировать 15 выставочных копий, а также показать на большом экране еще около ста изображений.

Отдельная глава выставки рассказывает о строительстве Турксиба — железной дороги, соединившей Среднюю Азию и Сибирь. Снимки Пенсона дополнены QR-кодами, с помощью которых можно загрузить на смартфон аудиозапись очерка Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Осторожно, овеяно веками». Они сочинили очерк во время поездки на смычку северного и южного участков Турксиба. Аудиозапись сделана актером Сергеем Власовым специально для этого проекта. Показ завершает фотоповесть «Алим Пачаев». Альбом снимков Пенсона и коротких комментариев к ним ташкентского журналиста Льва Иша рассказывает, как нищий батрак стал красным командиром. Это издание распространяли на партийных съездах в Москве и Ташкенте.


#выставка #СССР #фотограф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 247 (7576) от 29.12.2023 под заголовком «Будни великих строек».


Комментарии