В Пикетном зале Зимнего дворца работает выставка «Умелых рук искусная работа…»

Она демонстрирует французскую художественную бронзу XIX века.

В Пикетном зале Зимнего дворца работает выставка «Умелых рук искусная работа…» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эрмитаж обладает разнообразной коллекцией французской скульп­туры того времени, в ней есть мрамор, терракота. Почему выбор пал на бронзу, объясняет куратор и автор концепции выставки ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Елена Карчева:

— Бронзовые произведения составляют большую часть коллекции, это ее основа. Они небольшого размера — статуэтки, скульптурные группы до метра высотой, медальоны, портретные бюсты. Обидно, когда вещи высокого качества, выполненные известными мастерами, редко покидают стены запасников. Некоторые не выставлялись никогда. Имена скульпторов, за исключением Родена, у нас мало известны. Поэтому и приняли решение показать эти работы публике.

Скульптуру из бронзы во Франции отливали с конца XVII столетия, тогда это были уменьшенные повторения известных памятников. С рубежа XVII – XVIII веков распространение получили оригинальные скульптуры — отдельные статуэтки, группы, портретные бюсты. В XIX веке спрос на них вырос. Во Франции появился класс буржуазии, его представители были готовы платить деньги за красивые вещи — декоративную бронзу (канделябры, торшеры, часы), фарфор, гобелены… Превосходные по качеству исполнения работы, изготовленные в лучших литейных мастерских, украшали дворцы и картинные галереи, стали объектами собирательства, превратились в атрибут роскошной жизни.

Бронза2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Выставка объединила больше пятидесяти произведений. Роден присутствует, но рядом с его ранними работами в одном пространстве представлены творения скульпторов, к которым известность пришла много раньше, чем к одному из признанных создателей современной скульптуры.

Коллекция позволила показать произведения в разных стилях, направлениях и жанрах от 1800 года до рубежа XIX – XX веков. Анималистический жанр зародился в XIX веке, был популярен. На выставке он занимает три витрины. Обращают на себя внимание бронзы Антуана-Луи Бари, запечатлевшие схватки диких зверей, Пьера-Жюля Мена, изображавшего домашних животных. Бросается в глаза и бронзовая группа «Святой Георгий, пронзающий дракона», исполненная одним из крупнейших анималистов XIX столетия Эммануэлем Фремье.

Интересны вещи в стиле трубадур — разновидность исторического жанра, в котором художники и скульпторы обращались к событиям и персонажам средневековой Франции — Жанна д’Арк, король Франциск I. Интерес к историческим событиям и личностям отра­зился в произведениях Эмильена де Ньюверкерка. Один из самых востребованных жанров в живописи и скульптуре — портрет. На выставке можно видеть портреты императора Александра I, созданный по модели Луи-Мари Гишара, и Бонапарта по модели Луи-Симона Буазо.

Редкие мастера сами отливали скульптуру. Это процесс, требующий не только технических знаний и опыта, но и мастерской для литья изделий. Изобилие скульптур в бронзе — заслуга литейщиков. Первоначально они повторяли произведения старых мастеров, а затем стали заключать договоры с современными авторами. Скульп­торы создавали модели, литейщики отливали их в разных размерах. Все строилось на запросах и финансовых возможностях покупателей. Союз скульп­торов и литейщиков был элитой французского художественного мира XIX века. С 1830‑х годов на бронзовых произведениях рядом с подписью автора ставилась подпись литейщика или штамп литейного производства. На подножии группы «Смерть герцога Кларенса» рядом с подписью скульптора Эмильена де Ньюверкерка прочерчено имя литейщика Эжена Кенеля.

Скульптор Пьер-Жан Давид д’Анже сотрудничал с литейщиком Луи Ришаром, который отлил большинство медальонов, на которых изображены известные люди эпохи. В зале есть медальоны с портретами актера Франсуа-Жозефа Тальма и филолога Жана-Антуана Летронна. В той же мастерской выполнена позолоченная фигурка «Мария Тальони в партии Сильфиды», модель которой создал Жан-Огюст Барр, прославившийся изящными портретными статуэтками.

Бронзолитейная фабрика, основанная в 1838 году литейщиком Фердинандом Барбедьенном, производила на продажу уменьшенное повторение знаменитых скульптурных произведений, отмеченных наградами парижского Салона, установленных в публичных местах. На выставке можно увидеть исполненное на этой фабрике уменьшенное повторение статуи «Давид» работы Антонена Мерсье. «Человек со сломанным носом» и другие произведения Огюста Родена в бронзе отливала фирма, основанная во второй половине XIX века Алексисом Рудье.


#выставка #бронза #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7543) от 14.11.2023 под заголовком «Роден и его предшественники».


Комментарии