В Петропавловской крепости открылась выставка «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих»
На ней представлено 70 подлинных эскизов зданий и памятников, которые были разработаны в 1920 – 1980‑е годы выдающимися архитекторами Иваном Фоминым, Ноем Троцким, Николаем Барановым и другими, но не были реализованы. Все графические листы находятся в собрании Музея истории Петербурга, многие экспонируются впервые.
ФОТО АВТОРА
Выставка стала логичным продолжением проекта 2019 года «Несбывшийся Петербург», в котором были показаны проекты, созданные до 1917‑го. В собрании Музея истории Петербурга хранится 11 тысяч эскизов ленинградских архитекторов. Кураторы выставки Людмила Кирикова и Оксана Карпенко выбрали самое знаковое, самое интересное. Листы размещены в хронологическом порядке, отражающем три этапа развития ленинградской архитектуры: конструктивизм — сталинский ампир — модернизм.
Некоторые проекты отражают сюжеты, известные интересующейся публике. Например, конкурсный проект нового общегородского центра у Дома Советов (нынешняя Московская площадь), созданный коллективом во главе с Григорием Симоновым, показывает, каким в 1939 году видели архитекторы будущий новый городской центр на тогдашней южной окраине Ленинграда. На видеоэкране представлена полная подборка эскизов этого центра.
Проект Центрального городского парка был предложен в 1946 году Николаем Барановым. Про его идею — создать шестикилометровую зеленую зону от Троицкой площади до западной оконечности Петровского острова — часто вспоминали в ходе проектирования парка «Тучков буян».
Выставка возвращает петербуржцам имя Николая Митурича, мастера конструктивизма. Представлены его проекты Зрелищного комбината Госнардома (теперь там находится театр «Балтийский дом»), Дворца культуры союза химиков на Пороховых, Полюстровского клуба.
Кирикова рекомендует обратить внимание на проект здания Гидрографического управления ВМФ на Малоохтинском проспекте, выполненный Александром Олем и Валентином Каменским в стилистике упрощенного сталинского ампира. Эскиз датирован маем 1941 года…
Любопытная история произошла с конкурсом на памятник-маяк Ленину в Морском порту, проведенным в 1930‑е годы. Состоялось несколько туров, международный и городской, открытый и по приглашениям. Но победителя так и не выявили. На выставке демонстрируются предложения Алексея Федотова и Ноя Троцкого.
По словам Владимира Григорьева, временно исполняющего обязанности директора Музея истории Петербурга, рисунки архитекторов, сделанные рукой, являются исчезающим жанром. Его вытесняет компьютерная графика со всеми ее преимуществами и недостатками. «Хорошо или плохо, что эти проекты не были воплощены? Ответа нет, но нынешняя выставка дает хороший повод поразмышлять на эту тему», — полагает Григорьев.
Попробую предложить свои ответы на вопрос руководителя музея. В 1934 году группа архитекторов во главе с Давидом Бурышкиным разработала проект Дома Советов Выборгского района, включавший, кроме административных помещений, зрительный зал на 10 тысяч мест. Комплексу отводился участок восточнее площади Ленина, между улицей Комсомола и Арсенальной набережной. Архитекторы в духе времени выбрали сдержанный сталинский ампир. Сейчас на этом месте находится несколько зданий, выполненных в той же стилистике, но их архитектурный облик значительно беднее.
В 1943 – 1944 годах в ходе конкурса на проект реконструкции Суворовского проспекта Борис Журавлев и Яков Рубанчик предложили оформить въезд со стороны Невского проспекта пафосными зданиями с арками и скульптурой. Мало того что эти идеи потребовали бы полностью перестраивать значительную часть Невского проспекта. Если судить по эскизам, начало Суворовского проспекта становилось пешеходным и требовало объезда. В 1952 году Журавлев предлагал построить две сталинские высотки подобные московским на нынешней площади Победы. Проект оказался слишком затратным, от него отказались. Позже на этом месте были построены два строгих 22‑этажных дома, которые не мешают воспринимать с любой точки монумент Героическим защитникам Ленинграда.
Аналогичные высотки Журавлев спроектировал для площади Чернышевского (на месте нынешней гостинцы «Россия») и за Московским парком Победы (где недавно построена «СКА-арена»). В этом случае сталинский ампир стал бы завершением ансамбля, окружающего Парк Победы.
Можно удивляться смелости Михаила Климентова, который в 1955 году предложил на месте здания Министерства внутренних дел, построенного Карлом Росси и разрушенного в годы блокады Ленинграда, возвести здание в сталинском ампире для офиса Адмиралтейского завода. К счастью, дом восстановили, как было у Росси.
До середины 1970‑х годов на углу Конной улицы и Перекупного переулка существовал деревянный Конный рынок. В 1975 году архитектор Евгений Жук разработал проект двухзального кинотеатра-автомата «Призыв», где все управление — от запуска фильмов до открывания дверей — велось из единой диспетчерской. Модернистское здание не было построено. Эклектичный дом, который сейчас находится на этом месте, значительно слабее по архитектуре.
Эмблемой выставки кураторы выбрали проект Дома культуры энергетиков у Галерной гавани, разработанный в 1971 году Сергеем Евдокимовым и Татьяной Хрущевой. Эта работа велась одновременно с проектированием гостиницы «Прибалтийская». ДК создал бы с ней гармоничный ансамбль.
В финале выставки представлен проект общественного центра в Приморском районе, разработанный в 1986 году Валентином Назаровым и его группой. Речь идет о едином комплексе на территории от Невской губы до Школьной улицы, между Беговой и Туристской. Можно по‑разному относиться к предложенному облику зданий, но это был бы ансамбль вместо нынешней разномастной застройки.
Выставка работает по 2 марта, дольше не позволяют правила экспонирования графики.
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
В городе на Неве открылась выставка художественно-исследовательской лаборатории «Прожито/Нарисовано»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком «Мечты об ансамбле».
Комментарии