В Петербургской духовной академии прошла конференция «Империя и церковь»
Церковь, государство и общество в контексте реформ, проводимых в императорской России в XVIII — начале XX века. К фактам и документам этого исторического периода обращались участники III всероссийской конференции «Империя и церковь», которая прошла в Санкт-Петербургской духовной академии.

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0
В этот раз научное собрание посвятили большой дате, которая отмечается в нынешнем году, — 350‑летию со дня рождения Петра Великого. Как известно, первый российский император оказал огромное влияние как на развитие государственности в России, так и на становление Русской православной церкви. Именно при Петре I был учрежден Святейший синод, что дало старт Синодальному периоду в истории РПЦ.
— Конференция проходит под эгидой Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. Она стала ежегодной, нынешняя — третья, и центральной ее темой станет эпоха Петра I. Императора, деяния которого определили состояние Русской православной церкви на последующие столетия. Конечно, в докладах будет затронут и ряд других аспектов, таких как церковное образование, миссионерская деятельность. Еще одной важной темой станет история Санкт-Петербургской епархии, 280‑летие которой мы тоже отмечаем в нынешнем году. По этой теме организована двухдневная секция, — рассказал «СПб ведомостям» на открытии конференции проректор по научной работе Духовной академии Константин Костромин.
Тон обсуждению задал профессор кафедры ЮНЕСКО Российского педагогического университета имени Герцена Сергей Фирсов, написавший учебник по Синодальному периоду в истории РПЦ. Святейший синод, вскоре получивший наименование правительствующего, был образован в 1721 году, разумеется, при непосредственном участии императора.
По мнению Фирсова, в Российской империи была осуществлена попытка утвердить в жизнь идеал «симфонии властей». Синодальный период, считает профессор, можно оценивать как время, когда светская власть не только помогала РПЦ в ее трудах по духовному просвещению народа и воспитанию его в духе веры и благочестия, но и одновременно направляла течение церковной жизни в соответствии с государственными интересами.
В рамках работы секции «История Санкт-Петербургской епархии» было прочитано десять докладов. Доктор исторических наук главный архивист Центрального государственного архива Северной столицы Михаил Шкаровский рассказал о храмах Смоленского кладбища на Васильевском острове, при этом им были представлены не цитируемые ранее архивные документы. Кладбище возникло в царствование Петра I, а в конце XVIII века была построена первая каменная церковь. К 1917 году на Смоленском кладбище было уже три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой блаженной Ксении Петербургской.
— Санкт-Петербургская епархия была образована в годы правления императрицы Елизаветы Петровны и сразу стала играть заметную роль в церковной жизни страны. В этом году мы будем отмечать ее 280‑летие, однако она не всегда была Санкт-Петербургской. Название епархии менялось в соответствии с названием города — Петроградская, Ленинградская. Лишь в 1991‑м она вновь стала Санкт-Петербургской. В годы блокады в епархии оставались действующими десять храмов, кафедральным был Николо-Богоявленский Морской собор. Тогда в нем проживал возглавлявший Ленинградскую епархию Алексий Симанский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Позднее митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер тоже стал Патриархом Московским и всея Руси — Алексием II. Это само по себе говорит о значении Санкт-Петербургской епархии и митрополии в российской церковной иерархии, — отметил один из организаторов конференции заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Карпук.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком ««Симфония властей» как идеал».
Материалы рубрики
Обратный эффект санкций. К чему может привести полный отказ Европы от российских энергоресурсов?
В минувшем году за рубеж из России выехали около 9 млн туристов
Россияне рассказали о своем восприятии политики «отмены» культуры РФ
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии