В Петербурге работает выставка «Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора»

В часовне-музее храма Спас-на-Крови работает выставка «Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора» (6+), приуроченная к 165‑летию освящения собора после сорока лет его строительства.

В Петербурге работает выставка «Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора» | «Сооружение карниза северного фронтона». Литография по рисунку Огюста Монферрана./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Сооружение карниза северного фронтона». Литография по рисунку Огюста Монферрана./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Обращает на себя внимание тщательность этого сравнительно небольшого проекта: для создания выставки объединили усилия Национальный музей Республики Карелия, Российский государственный исторический архив, научно-техническая библиотека Петербургского университета путей сообщения, Институт геологии Карельского научного центра РАН, Ленинградский областной архив в Выборге.

Мрамор для украшения интерьера Исаакиевского собора добывали в Рускеальских и Тивдийских ломках. Ныне это горный парк «Рускеала» и парк «Белая гора», соответственно. Под руководством подрядчика — купца Сергея Молчанова — 700 человек, в большинстве своем местные крестьяне, работали с четырех утра до девяти вечера, выполняя важный государственный заказ. Зимой из Рускеалы мрамор на санях доставляли в деревню Хелюля, где перегружали на парусно-гребные галиоты и везли через Ладогу в Петербург. Из Тивдии, расположенной в Прионежье, надо было сначала пройти два участка волоком, прежде чем начать путь по самому Онежскому озеру. От пристани на берегу Невы к месту строительства собора мраморные блоки перевозили по рельсам первой железной дороги в Петербурге.

В экспозиции представлены образцы разных видов мрамора, кувалда, кирка-кайло и другие рабочие инструменты, чертежи с видами скромных, чтобы не сказать — убогих, жилищ каменотесов. Любопытный документ — контракт, заключенный 4 сентября 1819 года между Рускеальской экспедицией мраморных ломок и Климентием Осиповым, государственным крестьянином Выборгской губернии. По этому договору оборотистый мужик обязался поставлять «казенным мастеровым и вольнонаемным рабочим людям съестные припасы и другие нужные мелочные товары». К документу приложен подробный список поставок: три вида муки, три вида круп, масло, мясо соленое, мыло, русские сапоги, варежки и т. д.

Музей «Исаакиевский собор» дополнил показ литографиями, сделанными по рисункам Огюста Монферрана. Они показывают ход строительства грандиозного собора. Эти картинки хорошо известны и многократно выставлялись. Но в данном контексте, в окружении разноцветных образцов мрамора и «геологических» инструментов, смотрятся по‑новому.

Выставка работает по 27 августа.


#выставка #Исаакиевский собор #Спас-на-Крови

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7462) от 21.07.2023 под заголовком «Во глубине карельских руд».


Комментарии