2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка «Портрет молодого человека в зеленом кафтане»

В Русском музее открылась небольшая, но важная выставка — «Портрет молодого человека в зеленом кафтане», посвященная обретению имени автора этого загадочного произведения русского искусства петровского времени. Это художник Иван Никитин, соратник Петра I. Подлинных произведений этого живописца известно не более десяти.

В Петербурге открылась выставка «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» | ФОТО автора

ФОТО автора

Как рассказал на вернисаже Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, портрет как работа неизвестного художника поступил в Русский музей в 1897 году во время создания его коллекции. Историки искусства несколько десятилетий пытались установить имя художника и того, кто изображен. В 1930‑е годы портрет приписывали Андрею Матвееву, позже — Ивану Никитину, но под вопросом. Определение авторства портрета усложнялось безжалостными поздними вторжениями. Не только в местах утрат, но и поверх авторского красочного слоя. В XIX веке на такие вещи смот­рели без нынешнего трепета. Картина должна была выглядеть свежо и красиво.

Еще одна сложность — известно всего несколько подписных портретов кисти Никитина. В собрании ГРМ их два — это «Портрет царевны Прасковьи Ивановны» и «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова». На обратной стороне холста строгановского портрета художник оставил автограф: «Малевал Иван Никитин в Санкт-Петербурге в мае 1726 года». Еще одна работа — «Петр I на смертном ложе» признана никитинской по результатам технологических исследований. Эти произведения представлены на выставке рядом с «Молодым человеком».

В 2015 году в ходе подготовки большой выставки «Петр Первый. Время и окружение» Русский музей вернулся к выяснению авторства портрета. Современная техника показывала, что под записями находится авторская живопись, но чья? Потребовалось еще несколько лет усилий Светланы Моисеевой, ведущего научного сотрудника ГРМ, и Наталии Романовой, ведущего реставратора музея, чтобы портрет получил имя Никитина.

Их работу Голдовский назвал «последовательной, вдумчивой, кропотливой, подчас рутинной, подчас творческой». Оказалось, что записи невозможно удалить химическим путем, не повредив авторскую живопись. Романова стачивала их микроскальпелем под микроскопом. И тогда открылся подлинник начала XVIII века.

Как рассказала нашей газете Моисеева, все известные портреты кисти Никитина имеют несколько характерных признаков. В частности, он использовал мелкозернистый холст, обычно одного размера. Портретируемый изображался по пояс, не фронтально. Никитин применял характерный для него диагональный мазок.

Соединив все исследования, специалисты пришли к выводу, что портрет молодого человека создан Иваном Никитиным. Но остается вопрос, кто изображен на портрете? Существует соблазнительная версия, что это Андрей Матвеев, коллега, соратник Никитина в деле продвижения в России светской живописи. Если принять эту версию, то можно говорить о примерной датировке портрета. В 1727 году Матвеев вернулся из длительной заграничной поездки на учебу, в 1732‑м Никитин был арестован по политическим мотивам. В Петропавловской крепости ему было не до искусства. На выставке показан «Автопортрет с женой» Матвеева, созданный в тот же пятилетний промежуток времени.

Может быть, в будущем имя молодого человека откроется историкам и архивистам. Но важнее, что в собрании Русского музея есть еще одна картина выдающегося живописца, одного из «птенцов гнезда Петрова».


#художники #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07.09.2022 под заголовком «По кафтану встречают».


Комментарии