В Петербурге открылась выставка фоторепортажей Бруно Гентшеля со Святой земли

В Музее истории религии открыта выставка «В окулярах стереоскопа. Фоторепортажи Бруно Гентшеля со Святой земли. 1895 –1899 годы». Она приглашает посетителей в путешествие по Палестине сквозь время.

В Петербурге открылась выставка фоторепортажей Бруно Гентшеля со Святой земли | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Стереоскоп – оптический прибор, позволяющий придать плоскому изображению объем, – занимает на выставке почетное место. Он куплен музеем специально для проекта, датируется примерно тем же временем, что и фотографии (точнее, стереографии), представленные здесь.

– В те годы эта техника пользовалась большой популярностью, – рассказывает заместитель директора музея по науке Екатерина Терюкова. – Трудно было найти фотографа, который ею не пользовался, гостиную, где не было стереоскопа.

Увлекался стереографией и Бруно Гентшель, фотохудожник то ли австрийского, то ли немецкого происхождения. Странно, но о его судьбе исследователям почти ничего не известно. Вместо мемуаров он оставил потомкам свои работы, которые хранятся теперь в разных музеях. Практически только по ним и можно реконструировать часть его биографии.

Очевидно, например, что в 1890-х Гентшель предпринял долгое путешествие по странам Востока и Северной Африки, побывал в Марокко, Египте, Тунисе, Палестине. Сохранилось даже несколько снимков, сделанных в Тбилиси. Однако Императорское православное палестинское общество интересовали только фотографии из Святой земли, которые оно и приобрело. Теперь их показывает музей, в чьем собрании работы хранятся.

По большей части это стереографии – картонная основа, на которую наклеено два небольших совершенно одинаковых изображения. Смотреть на них невооруженным глазом не очень интересно – многого не разглядишь. Зато стереоскоп способен придать им объем, проявить подробности. Особенно если это не исторический прибор, а его современная версия.

– Мы использовали компьютерные технологии – оцифровали и обработали фотографии специальным образом, – объясняет Екатерина Терюкова. – Предлагаем посетителям специальный виртуальный шлем, который позволяет увидеть, как работает стереоэффект, как плоское изображение преображается в объемное.

На выставке также представлены книги – мемуары путешественников и паломников, посетивших Святую землю в то же время, что и Бруно Гентшель. Среди их авторов – народный учитель и краевед, военный историк и этнограф. Некоторые цитаты распечатаны и размещены под фотографиями (теми, что выполнены в обычной технике и не нуждаются в стереоскопе), другие можно прослушать, рассматривая стереографии в виртуальном шлеме. Это мнения любителей и профессионалов, субъективные и зачастую старомодные, но всегда очень живые.

Путешествие начинается от Яффских ворот – именно через них сто с лишним лет назад паломники въезжали в Иерусалим. Потом можно «посетить» храм Гроба Господня. Рассмотреть во всех подробностях фотографию (не стереографию, а именно фотографию) Бруно Гентшеля и еще раз полюбоваться ею на одной из страниц книги Ивана Павловича Ювачева (отца Даниила Хармса) «Путешествие в Палестину...». Затем обозреть виды других мест, связанных с библейской историей (Кедронской долины, Вифлеема, Назарета), а также увидеть портреты и сценки из жизни обитателей Святой земли (бедуинов, крестьян-феллахов, горожан, представителей разных народностей и конфессий, иудеев и мусульман).

На одном из снимков запечатлены крестьянские женщины, перемалывающие зерно каменными жерновами.

– Мы нашли подробное описание конструкции жерновов и самого процесса, – рассказывает Екатерина Терюкова. – Литературный текст и фотография совпадают. Автор мемуаров пишет, что аналогичные жернова существовали еще в древнем Израиле. В этом смысле более чем за три тысячи лет ничего не изменилось. И если читать внимательно Ветхий Завет, можно понять, что их звук – достаточно жесткий, непривычный для европейского уха – для жителей этой земли с древности символизировал мир и покой. Если жернова крутятся, значит, есть достаток, процветание. Если они замолчали, значит, на этой земле война, бедность, горести.

Необыкновенно впечатляют виды античных руин – храмового комплекса Баальбек, который всегда поражал путешественников. Особенно интересно рассматривать стереоверсии этих снимков – можно не только увидеть древние колоннады, но и практически ощутить их величественную мощь, тяжесть камня.

Выставка объемна и многомерна во всех отношениях. Она вызывает эмоции и провоцирует на философские рассуждения. Главное, не спешить, раскрыть глаза, отказаться от предубеждений и быть готовым к открытиям.

#выставка #фотография #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Со стереоскопом в Палестину».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?