В Петербурге начала работу экспозиция об Афганской войне

В бронежилетах на все тело и специальных защитных масках – в таких условиях в Афганистане главный хирург 40-й армии Иван Косачев и медперсонал оперировали солдата, в бедро которого вонзилась взрывная головка от минометного снаряда...

В Петербурге начала работу экспозиция об Афганской войне | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Теперь эта головка, конечно же обезвреженная, стала экспонатом Музея медицины локальных войск. Экспозиция открылась в здании на Введенском канале. Посетить музей можно в любой день, кроме вторника.

...Та афганская операция прошла удачно, медики, к счастью, не пострадали. Жив остался и солдат, благодаря искусству хирурга он даже ногу не потерял. Экспозиция рассказывает о работе военных врачей при локальных конфликтах. А таковых после Второй мировой войны случилось немало.

В 1953 году – война между севером и югом на Корейском полуострове. Позднее – боевые действия в джунглях Вьетнама. И в том и в другом конфликтах, подогреваемых США и при прямой интервенции американских войск, с другой стороны принимали участие советские военные советники и специалисты. А вместе с ними и военные врачи.

– Во время Корейской и Вьетнамской войн в качестве хирурга-советника выступал выдающийся военный хирург Валентин Долинин. Особенно болезненной в этих конфликтах была проблема обширных ожогов, ведь американцы в борьбе с повстанцами использовали напалм. Вместе с бойцами и партизанами при этом страдало и гражданское население, которому наши врачи тоже оказывали помощь, – рассказывает старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Алексей Муравьев.

Обширный раздел музея посвящен Афганской войне. Ядро введенного в Афганистан «ограниченного контингента советских войск» – по терминологии тех времен – составляла 40-я армия. Больше четырех тысяч врачей прошли через Афганскую войну. Возглавлял медицинскую службу одно время главный хирург 40-й армии Иван Косачев. При этом и сам оперировал, об этой его операции мы сначала и рассказали.

Артефактами Афганской войны стали осколки и пули, извлеченные хирургами из тел солдат. Они тоже стали экспонатами музея. В Афгане мы потеряли многих, тысячи были ранены. Еще одним бичом этой войны стали эпидемии гепатита, брюшного тифа, дизентерии. Моджахеды заражали колодцы.

– Вот такой синенькой палочкой обезвреживали воду, набранную во фляги, – показывает на один из стендов Алексей Муравьев. – Болели в десяток раз больше солдат, чем было раненых, но к чести медиков надо отметить, что безвозвратных потерь от эпидемий части Красной армии не понесли.

Еще один раздел музея посвящен операциям против боевиков в Чеченской Республике, на Северном Кавказе. Чтобы обеспечить раненым врачебную помощь в пределах медицинского «золотого часа», там широко применялись санитарные вертолеты. Врачи вместе с солдатами и офицерами вступали в бой с боевиками. Героем России стал подполковник медицинской службы Игорь Милютин. В сражении в Аргунском ущелье в январе 2000 года врач-анестезиолог Милютин самолично вынес с поля боя четырех раненых бойцов, хотя и получил при этом несколько ранений.

Сегодня советские войска принимают участие в антитеррористической операции в Сирийской Республике. Одним из самых трогательных экспонатов нового музея стали рисунки девочки Рахаф, доставленной из Сирии с тяжелыми ранениями в Петербург и прооперированной в Военно-медицинской академии. Девочке спасли жизнь, а музею остались ее рисунки, посвященные врачам.

#выставка #история #Афганистан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Пули как трофеи врачей».


Комментарии