В «Артмузе» открылась выставка петербургского скульптора Роберта Лотоша

В музее современного искусства «Артмуза» (13-я линия, 70) открылась выставка петербургского скульптора Роберта Лотоша «Негероическое время». Рисунки и скульптуры показывают античных героев и городских обывателей, портреты друзей и родных знакомят с творчеством автора в разных материалах.

В «Артмузе» открылась выставка петербургского скульптора Роберта Лотоша | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Работы скульптора знакомы многим петербуржцам, которые интересуются искусством в общественных пространствах. В городе установлено несколько его скульптур: «Мать и дитя» – на набережной Фонтанки, 148; «Парижанка» на Заневском проспекте, 41; «Геракл» – в Малоохтинском парке; «Бинокль» – в парке «У Невы» на Рыбацком проспекте. Первая появилась еще в 1991 году, «Бинокль» – в 2014-м.

Почти четверть века успешной работы «на открытом воздухе» – само по себе достижение. Кстати, «Геракл», «Парижанка» и «Бинокль» появились по итогам конкурсов на симпозиумах по городской скульптуре. К сожалению, последние пять лет симпозиумы не проводятся: в городском бюджете не хватает финансирования.

Часто Лотоша причисляют к группе скульпторов, работающих в «Деревне художников» в Шувалово-Озерках. Это не так, но ему близок «деревенский» язык, старательно избегающий пафоса, но трепетный и тщательный в выборе материала. Ирония и юмор Лотоша едва уловимы. Он далек от желания смешить, тем более – эпатировать.

Говоря о нынешней выставке, Лотош заметил, что обычно показывает скульптуру вместе с рисунками. «Артмуза» предложила показать только графику, но автор настоял на своем. В итоге получились интересные сочетания – художник Анатолий Заславский представлен в дереве, гуаши и пастели. Внук Лева – в гипсе и карандаше.

«Геракл» и «Афродита» вырезаны из дерева. Возможно, это наши современники, желающие припасть к вечности. «Этруски» Лотоша приняли позу, похожую на глиняные оригиналы VI века до н. э. Одного из них, из Лувра, можно было увидеть в Эрмитаже на выставке из коллекции маркиза Кампаны. Лотош сообщил, что вдохновлялся другой скульптурой – из Национального музея вилла Джулия в Риме. Использование дерева добавляет ту самую долю ненавязчивой иронии по отношению к нашим современникам.

Композиция «Галстук» изображает рутинную ежедневную процедуру мужчины, завязывающего важный аксессуар для офисного клерка. Наверное, порядком ему надоевший, но статусный. Лотош намекает на эти обстоятельства, используя благородный белый мрамор в качестве материала для скульптуры.

Скульптор признается, что его любимый материал – известняк или, как он говорит, «камень». Из него создана «Шляпка», напоминающая «Парижанку» с Заневского проспекта. Недавно Лотош получил «идеальный кубик» и устроил конкурс из своих эскизов. В нем победил и был вырезан из камня «Прикуривающий». От вредной привычки Лотош давно избавился, но у искусства свои законы.

#выставка #культура #артмуза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Жив курилка!».


Комментарии