В ожидании разгадки. В Новый Эрмитаж прибыли «Две венецианские дамы»

В Итальянском кабинете Нового Эрмитажа почти до середины января гостят «Две венецианские дамы» кисти Витторе Карпаччо из собрания Фонда городских музеев Венеции (Музей Корреро).

В ожидании разгадки. В Новый Эрмитаж прибыли «Две венецианские дамы» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пенелопа ждала Одиссея двадцать лет. Донна Мария де ла Консепсьон, возлюбленная русского дипломата Николая Резанова, не теряла надежды три с половиной десятилетия. Две неизвестные венецианские дамы превзошли и ту и другую - их терпения хватило на несколько столетий. Неудивительно, что красавицы очень устали.

На картине Витторе Карпаччо, великолепного живописца эпохи Возрождения, две белокурые женщины, истомленные ожиданием. Взгляды потухли, плечи поникли. Этих верных жен долгое время причисляли к куртизанкам (за глубокое декольте и туфельки на высоких платформах), но в конце концов справедливость восторжествовала. Исследователи обратили внимание на аллегории, которые художник поместил рядом с дамами. Самка павлина (пава) намекает на согласие в браке; миртовое дерево - атрибут брачного обряда; плод апельсина - знак чистоты; две собаки - воплощение верности; два голубка - все очевидно. И значит, вся композиция в целом - история о добродетельных супругах.

Как объясняет куратор выставки директор центра «Эрмитаж - Италия» Ирина Артемьева, на картине Карпаччо представлено «пространство сугубо женское, физическое и мысленное, замкнутое в атмосфере ожидания». Подтверждением тому (и, возможно, истоком сюжета) служит предисловие к «Декамерону» Боккаччо, повествующее о нелегкой женской доле: «Скованные хотеньем, причудами, веленьями отцов, матерей, братьев, мужей, они почти все время проводят в четырех стенах, томятся от безделья, и в голову им лезут мысли, далеко не всегда отрадные».

Героини Карпаччо ждут своих мужей. Те отправились на охоту пятьсот лет назад, но... так и не вернулись.

На исходе ХХ столетия выяснилось, что «Две венецианские дамы» - лишь часть более крупной композиции, которая, скорее всего, украшала ставни богатого венецианского палаццо. Второй фрагмент обнаружили в американском Музее Пола Гетти. На той доске изображены лучники, которые охотятся с лодок на водную дичь. На первом плане непонятно откуда растущий цветок лилии. Именно он послужил ключом к разгадке - его стебель нашли на картине, хранящейся в Музее Карреро.

Две части одной картины встретились на выставке в Венеции в 1999 году. Дамы дождались любимых, но их снова разлучили.

Интересно, что на обратной стороне «Охоты в лагуне» из Музея Гетти есть еще одна композиция - обманка, изображающая ленту, за которую заложено несколько писем (вероятно, полученных женщинами от мужей). Именно это позволило предположить, что изначально творение Карпаччо служило оконной ставней. Закрыв ее, можно было полюбоваться белокурыми венецианками и лучниками. Открыв - «читать» любовные послания. Если так, то должна была быть и вторая ставня. Однако о ней пока ничего не известно. И значит, зритель может мысленно дорисовать историю о скучающих на балконе барышнях.

«Каждый музей может только мечтать о возможности показать эту картину, - считает Ирина Артемьева. - Музей Карреро не очень легко расстается с подобными шедеврами».

#Эрмитаж #музей #картина #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6548) от 17.10.2019 под заголовком «В ожидании разгадки».


Комментарии