В ожидании разгадки. В Новый Эрмитаж прибыли «Две венецианские дамы»

В Итальянском кабинете Нового Эрмитажа почти до середины января гостят «Две венецианские дамы» кисти Витторе Карпаччо из собрания Фонда городских музеев Венеции (Музей Корреро).

В ожидании разгадки. В Новый Эрмитаж прибыли «Две венецианские дамы» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пенелопа ждала Одиссея двадцать лет. Донна Мария де ла Консепсьон, возлюбленная русского дипломата Николая Резанова, не теряла надежды три с половиной десятилетия. Две неизвестные венецианские дамы превзошли и ту и другую - их терпения хватило на несколько столетий. Неудивительно, что красавицы очень устали.

На картине Витторе Карпаччо, великолепного живописца эпохи Возрождения, две белокурые женщины, истомленные ожиданием. Взгляды потухли, плечи поникли. Этих верных жен долгое время причисляли к куртизанкам (за глубокое декольте и туфельки на высоких платформах), но в конце концов справедливость восторжествовала. Исследователи обратили внимание на аллегории, которые художник поместил рядом с дамами. Самка павлина (пава) намекает на согласие в браке; миртовое дерево - атрибут брачного обряда; плод апельсина - знак чистоты; две собаки - воплощение верности; два голубка - все очевидно. И значит, вся композиция в целом - история о добродетельных супругах.

Как объясняет куратор выставки директор центра «Эрмитаж - Италия» Ирина Артемьева, на картине Карпаччо представлено «пространство сугубо женское, физическое и мысленное, замкнутое в атмосфере ожидания». Подтверждением тому (и, возможно, истоком сюжета) служит предисловие к «Декамерону» Боккаччо, повествующее о нелегкой женской доле: «Скованные хотеньем, причудами, веленьями отцов, матерей, братьев, мужей, они почти все время проводят в четырех стенах, томятся от безделья, и в голову им лезут мысли, далеко не всегда отрадные».

Героини Карпаччо ждут своих мужей. Те отправились на охоту пятьсот лет назад, но... так и не вернулись.

На исходе ХХ столетия выяснилось, что «Две венецианские дамы» - лишь часть более крупной композиции, которая, скорее всего, украшала ставни богатого венецианского палаццо. Второй фрагмент обнаружили в американском Музее Пола Гетти. На той доске изображены лучники, которые охотятся с лодок на водную дичь. На первом плане непонятно откуда растущий цветок лилии. Именно он послужил ключом к разгадке - его стебель нашли на картине, хранящейся в Музее Карреро.

Две части одной картины встретились на выставке в Венеции в 1999 году. Дамы дождались любимых, но их снова разлучили.

Интересно, что на обратной стороне «Охоты в лагуне» из Музея Гетти есть еще одна композиция - обманка, изображающая ленту, за которую заложено несколько писем (вероятно, полученных женщинами от мужей). Именно это позволило предположить, что изначально творение Карпаччо служило оконной ставней. Закрыв ее, можно было полюбоваться белокурыми венецианками и лучниками. Открыв - «читать» любовные послания. Если так, то должна была быть и вторая ставня. Однако о ней пока ничего не известно. И значит, зритель может мысленно дорисовать историю о скучающих на балконе барышнях.

«Каждый музей может только мечтать о возможности показать эту картину, - считает Ирина Артемьева. - Музей Карреро не очень легко расстается с подобными шедеврами».

#Эрмитаж #музей #картина #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6548) от 17.10.2019 под заголовком «В ожидании разгадки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?