В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы»
В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы», посвященная 80‑летию прорыва блокады Ленинграда и началу движения по железной дороге Шлиссельбург — Поляны (Дорога Победы). Паровозы и вагоны времен Великой Отечественной войны из постоянной экспозиции стали героями повествования о малоизвестных страницах подвига железнодорожников. Здесь представлены образцы формы, награды и личные вещи, а также виды оружия, обнаруженные на местах боевых действий.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В начале экспозиции посетителей встречают ЭР-750-04 1943 года постройки и пригородный вагон Ок-3906, построенный на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1940 году. Подобные вагоны использовались при эвакуации жителей блокадного Ленинграда в 1942‑м. Внутри одного из вагонов разместился комплекс, посвященный 7‑й симфонии Д. Д. Шостаковича. Атмосфера первого исполнения симфонии в блокадном городе воссоздается с помощью изобразительных материалов из фондов петербургских музеев и Филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
А вот взгляд перемещается на вагон Ок-470843, украшенный транспарантом «Домой, на Родину!». Он построен на вагоностроительном заводе Штейнфурта (Steinfurt) в г. Кенигсберге (ныне Калининград) в 1942 году.
Или вот — двухосный крытый вагон Ю 657582 — главный вагон войны. Их использовали для перевозки как грузов, так и войск, поскольку в них можно было поместить буржуйку и установить нары. Тогда вагон превращается в теплушку.
Тему эвакуации раненых помогает раскрыть и аптека-перевязочная санитарного поезда. Интерьер в этом вагоне реконструировали к 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, а сейчас открыли для посещения. Внутри можно увидеть обмывочную, душ для раненых, перевязочную, аптеку и котельное отделение.
Особый, трогающий за душу, раздел выставки рассказывает о строительстве и эксплуатации железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны.
18 января 1943 года Красная армия разорвала вражеское смертельное кольцо Ленинграда. В тот же день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 км, которое проходило в тяжелейших условиях. Несмотря на это, железнодорожники совершили настоящий подвиг и за 18 дней сделали спасительный для Ленинградцев путь.

Присутствовавший на церемонии открытия памятной экспозиции вице-губернатор города Кирилл Поляков от имени правительства Санкт-Петербурга и ветеранов-блокадников выразил слова благодарности за эту уникальную выставку: «…Сохранение памяти о героях блокады и преемственность поколений — вот задача, которую мы выполняем вместе с руководством Октябрьской железной дороги».
Начальник ОЖД Виктор Голомолзин подчеркнул, что благодаря выставке «Артерии Победы» жители и гости Петербурга, а самое главное — молодежь, узнают об истории Ленинградского железнодорожного узла во время эвакуации людей и грузов из осажденного города.
«Памятный юбилей дает возможность вновь обратиться не только к теме обороны Ленинграда, но и к той роли, которую сыграл железнодорожный транспорт в борьбе за него», — отметил в свою очередь директор музея Владимир Одинцов.

А мне приходят на память слова начальника Октябрьской железной дороги (времен войны) Бориса Константиновича Саламбекова, сказанные в интервью журналистам после войны:
«…Трудно говорить о прошлом, особенно если вспоминать блокадные дни, разве можно без волнения рассказывать о том, как умирали прямо на рабочем месте железнодорожники. И не только от пуль и снарядов — от усталости и голода тоже…».
И сколько бы лет ни прошло со дня освобождения нашего города от вражеской блокады, знакомство с раритетами того времени никого не сможет оставить равнодушным.
Выставка будет открыта до июня нынешнего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7340) от 23.01.2023 под заголовком «О блокадном подвиге железнодорожников».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 28 января
Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 января
Большой египетский музей откроется в 2023 году
Кому сказать спасибо? История из жизни в блокадном Ленинграде
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии