В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы»

В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы», посвященная 80‑летию прорыва блокады Ленинграда и началу движения по железной дороге Шлиссельбург — Поляны (Дорога Победы). Паровозы и вагоны времен Великой Отечественной войны из постоянной экспозиции стали героями повествования о малоизвестных страницах подвига железнодорожников. Здесь представлены образцы формы, награды и личные вещи, а также виды оружия, обнаруженные на местах боевых действий.

В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В начале экспозиции посетителей встречают ЭР-750-04 1943 года постройки и пригородный вагон Ок-3906, построенный на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1940 году. Подобные вагоны использовались при эвакуации жителей блокадного Ленинграда в 1942‑м. Внутри одного из вагонов разместился комплекс, посвященный 7‑й симфонии Д. Д. Шостаковича. Атмосфера первого исполнения симфонии в блокадном городе воссоздается с помощью изобразительных материалов из фондов петербургских музеев и Филармонии имени Д. Д. Шостаковича.

А вот взгляд перемещается на вагон Ок-470843, украшенный транспарантом «Домой, на Родину!». Он построен на вагоностроительном заводе Штейнфурта (Steinfurt) в г. Кенигсберге (ныне Калининград) в 1942 году.

Или вот — двухосный крытый вагон Ю 657582 — главный вагон войны. Их использовали для перевозки как грузов, так и войск, поскольку в них можно было поместить буржуйку и установить нары. Тогда вагон превращается в теплушку.

Тему эвакуации раненых помогает раскрыть и аптека-перевязочная санитарного поезда. Интерьер в этом вагоне реконструировали к 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, а сейчас открыли для посещения. Внутри можно увидеть обмывочную, душ для раненых, перевязочную, аптеку и котельное отделение.

Особый, трогающий за душу, раздел выставки рассказывает о строительстве и эксплуатации железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны.

18 января 1943 года Красная армия разорвала вражеское смертельное кольцо Ленинграда. В тот же день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 км, которое проходило в тяжелейших условиях. Несмотря на это, железнодорожники совершили настоящий подвиг и за 18 дней сделали спасительный для Ленинградцев путь.


Ж-д3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Присутствовавший на церемонии открытия памятной экспозиции вице-губернатор города Кирилл Поляков от имени правительства Санкт-Петербурга и ветеранов-блокадников выразил слова благодарности за эту уникальную выставку: «…Сохранение памяти о героях блокады и преемственность поколений — вот задача, которую мы выполняем вместе с руководством Октябрьской железной дороги».

Начальник ОЖД Виктор Голомолзин подчеркнул, что благодаря выставке «Артерии Победы» жители и гости Петербурга, а самое главное — молодежь, узнают об истории Ленинградского железнодорожного узла во время эвакуации людей и грузов из осажденного города.

«Памятный юбилей дает возможность вновь обратиться не только к теме обороны Ленинграда, но и к той роли, которую сыграл железнодорожный транспорт в борьбе за него», — отметил в свою очередь директор музея Владимир Одинцов.

Ж-д2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

А мне приходят на память слова начальника Октябрьской железной дороги (времен войны) Бориса Константиновича Саламбекова, сказанные в интервью журналистам после войны:

«…Трудно говорить о прошлом, особенно если вспоминать блокадные дни, разве можно без волнения рассказывать о том, как умирали прямо на рабочем месте железнодорожники. И не только от пуль и снарядов — от усталости и голода тоже…».

И сколько бы лет ни прошло со дня освобождения нашего города от вражеской блокады, знакомство с раритетами того времени никого не сможет оставить равнодушным.

Выставка будет открыта до июня нынешнего года.


#выставка #блокада Ленинграда #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7340) от 23.01.2023 под заголовком «О блокадном подвиге железнодорожников».


Комментарии