В музее Петербурга можно узнать об истории политической полиции

На Гороховой, 2, расположен единственный в стране общедоступный вневедомственный музей, посвященный истории отечественных спецслужб. Сейчас в нем открылась новая постоянная экспозиция «История политической полиции и органов государственной безопасности России XIX – XX веков». Результат представлен публике после того, как целый год этот филиал Музея политической истории был закрыт на реэкспозицию. Получилось ярко, но не всегда бесспорно.

В музее Петербурга можно узнать об истории политической полиции | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Многим, кто еще помнит школьную программу, новая музейная трактовка может показаться непривычной. Лично я привык воспринимать декабристов исключительно со знаком «плюс», а тех, кто отправлял их на плаху, на каторгу и в ссылку, – с однозначным знаком «минус». Здесь акценты и оценки расставлены иначе: мол, государство обязано защищать себя от тех, кто на него посягает, и в борьбе против декабристов и продолжателей их дела есть своя логика.

Отправная точка музейной экспозиции – 1826 год, создание Третьего отделения. Со школьных лет помню самые яркие характеристики этого учреждения: произвол и беззаконие. Из издания в издание кочевала эпиграмма: «У Цепного моста // Видел я потеху: // Черт, держась за пузо, // Помирал со смеху. // «Батюшки! нет мочи! // – Говорил лукавый. // – В Третьем отделении // Изучают право...». Этот стих, написанный поэтом-сатириком Шумахером, гулял по Петербургу после того, как чиновникам этой конторы был прочитан цикл лекций о законодательстве...

Нынче в музейной экспозиции про Третье отделение говорится с уважением. Народовольцев и прочих революционных радикалов здесь именуют не иначе как террористами, и симпатии – на стороне тех, кто с ними боролся. Если не с симпатией, то явно с пониманием говорится о секретных агентах царской охранки, о работе филеров, занимавшихся слежкой за политически неблагонадежными, а также о тех, кто занимался перлюстрацией – денно и нощно читал личные письма, выискивая в них крамолу и следы антиправительственных заговоров. Мол, а как без этого оберегать покой государства?

– Очень много архивных материалов представлено для широкой публики впервые, среди них – протоколы допроса Герцена и Огарева, письмо Герцена Николаю I об отказе вернуться в Россию, – рассказала заведующая филиалом Оксана Алексеева.

Если Герцен с Огаревым в экспозиции стали выглядеть несколько по-диссидентски, как возмутители спокойствия, то русская эмиграция, о которой в постперестроечные годы было принято говорить исключительно с пиететом, вообще потеряла романтический флер. И об успешной борьбе советских спецслужб с воинствующей частью белоэмигрантов упоминается с неприкрытой гордостью...

Тема репрессий 1930-х годов не обойдена стороной, причем акцент сделан на том, что от них в немалой степени пострадали и сами сотрудники госбезопасности, что под флагом борьбы с «врагами народа» была на две трети разгромлена зарубежная резидентура.

Герои нынешней экспозиции – и это справедливо – разведчики. Мелетий Малышев, в 1942 году успешно внедренный в одну из разведывательных школ абвера. Впоследствии он был преподавателем ЛГУ, директором вузовской научной библиотеки, защитил докторскую диссертацию... Александр Феклисов, советский резидент в Вашингтоне, – один из тех, благодаря кому не началась третья мировая война: мир стоял на ее пороге во время Карибского кризиса.

– Ни одно государство не может существовать без органов госбезопасности. Они никогда не действуют сами по себе, а всегда выполняют волю государства. Другое дело (и опыт ХХ века говорит нам именно об этом), что его политика должна быть разумной, чтобы органы госбезопасности не превращались в орудие борьбы против собственных сограждан, – отмечает директор Музея политической истории Евгений Артемов.

#выставка #история #полиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «Уважьте Бенкендорфа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?