В музее «Мастерская Михаила Аникушина» начала работу выставка «Просто потому»

«Для больших, маленьких и неопределившихся». 18 петербургских скульпторов и художников придумали свои миры и предлагают зрителям отправиться в путешествие.

В музее «Мастерская Михаила Аникушина» начала работу выставка «Просто потому»  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В большом зале мастерской для каж­дой выставки создается свой дизайн. Неизменным всегда оставался огромный металлический каркас, с помощью которого Аникушин лепил модель в натуральную величину памятника Ленину на Московской площади. На сей раз каркас заселили фигурки детей в красных галстуках. «Дворец пионеров» — так назвал свою работу театральный художник Антон Батанов, подробно указав авторскую технику: «МДФ (древесно-волокнистая плита), акрил, слезы». Судя по виду бойких девочек и мальчиков, автор с ностальгией вспоминает давно ушедшее детство.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Мачевская, куратор проекта, «Просто потому» посвящен детскому восприятию мира, через него — взгляду художников на жизнь и творчество. Авторы самые разные, от известных, как Роберт Лотош, до совсем молодых, как Серафима Васильева, недавняя выпускница Академии Штиглица. «Мы собрали произведения художников, которые они делали как личное высказывание не по заказу, а по велению души. Легко, как бы играючи, одни вспомнили свои детские мечты, другие играли с материалом… Готовя выставку, мы сделали аудиозаписи разговоров с авторами. Рассказ художницы Юлии Павловой стал лейтмотивом проекта», — продолжает Мачевская.

Работа Павловой состоит из поролоновых букашек и других насекомых. «Зачем я, взрослый человек, делаю каких‑то мух? — спрашивает себя автор. И тут же отвечает: — Потому что мне это нравится». Наверное, это и есть детское восприятие мира, возвращение к тому короткому времени в жизни, когда можно было делать то, что нравится.

Куратор поясняет: если посетитель считает себя взрослым серьезным человеком, то он может взять на стенде список с именами авторов и названиями работ, послушать аудиогид, где художники сами рассказывают о своих произведениях. Если посетитель чувствует себя ребенком или им является, то он может отправиться в путешествие по выставке и выполнять разные игровые задания: сочинять истории, придумывать своих персонажей, нарисовать несуществующих зверей, сочинить записку в детство, обменяться воспоминаниями с другими посетителями, пофантазировать о своем доме мечты. Тут задача — растормошить фантазию и воображение.

В инсталляции Дины Хайченко «Детские мечты. О чем я мечтала в детстве» слоны вместе с гимнас­тами спускаются на парашютах. Рядом установлен ящик с карточками, можно оставить на них свои воспоминания о детских мечтах, придумать свои истории.

В работе Юлии Клоповой «Ускользающая красота» (другое название — «Инопланетяне прилетели») изображены фарфоровые существа, которые спускаются с неба. Автор показывает свою детскую мечту о посещении ее дома благородными пришельцами. Рядом зрители могут оставить на карточках свои воспоминания. Беру одну наугад: «В детстве я любила мармеладных мишек. Мама их прятала в холодильник, а я была очень рада их оттуда доставать без ее ведома».

Выставку завершает инсталляция Никиты Ротанова «Стройка храма».

Просто потому2_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА


Глиняные люди и медведи споро возводят гигантскую башню. В отличие от Вавилонской ее точно достроят.


#выставка #инсталляция #детство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7580) от 12.01.2024 под заголовком «Со слоном на парашюте».


Комментарии