В Музее-квартире Кирова представили выставку «Подарки во все времена»
Новый год приближается, а значит, пришло время готовить подарки. Именно такое настроение охватывает на выставке в Музее-квартире Кирова на Каменноостровском проспекте. Впрочем, экспозиция называется «Подарки во все времена», и она не только и не столько о новогодних презентах, сколько вообще о традиции делать подарки. Организаторы выставки взяли период от коронации Николая II до 70‑летия Сталина и проследили, как менялись подарки и время.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Подарки — это отражение нашей истории, они дают возможность понять, как менялось общество. Перед революцией господствовали традиции, формировавшиеся столетиями. День рождения не считался главным личным праздником, в роли такового выступал день ангела — именины. Пасха и Рождество были важнее Нового года, именно на них преподносили подарки, — рассказал куратор выставки Юрий Соколов.
Разумеется, «статус» подарков зависел от общего уровня жизни. То, что могли себе позволить аристократы или представители «среднего круга», совершенно не было доступно городским низам. Тем не менее на большие праздники жители столичных подвалов и «углов» тоже получали подарки. Благотворительные общества и частные меценаты могли оплатить жилье, купить одежду или обувь, но денег обычно не давали, поскольку в бедной среде их, увы, могли попросту пропить.
Герой рассказа популярного в свое время писателя Николая Лейкина «Коньки» Васютка Водогреев с самодельной Вифлеемской звездой колядовал на Рождество, чтобы накопить денег на коньки, которые были его мечтой. В итоге отчим все пропил. Как отмечают историки, эта ситуация была вполне типичной…
На подарки, естественно, влияли внешние события. После начала Первой мировой войны горожане организовали сбор подарков фронту — теплых вещей, продовольствия, табака, обуви. Воззвание, вышедшее в Петрограде осенью 1914 года, гласило: «Граждане! Согрейте солдата!». Бойцы в свою очередь присылали своим родным фронтовые сувениры. На выставке — стопка для вина, изготовленная из снарядной гильзы.

Во времена Гражданской войны и разрухи подарки были достаточно специфическими — дрова и продукты. А на свадьбы и юбилеи стало принято дарить труды или изображения вождей.
Вообще в первые десятилетия советской власти практика дарения личных подарков отошла на второй план. Власть стремилась изменить привычную картину мира людей, что, конечно же, влияло и на традиции преподносить подарки. Большую популярность в это время приобрели трудовые рапорты — подарки государству и представителям власти, свидетельствовавшие об успехах в «строительстве социализма».
Настоящим ритуалом стали подарки руководителям страны. Апогеем был, конечно же, 70‑летний юбилей Сталина в 1949 году. Специальная комиссия подсчитала: в Кремле было получено почти 39 тысяч подарков и 912 тысяч рапортов, благодарственных писем и поздравительных адресов, в том числе из капиталистических стран. В Москве, как известно, появилась даже постоянно действующая выставка подарков Сталину. После развенчания культа личности она была ликвидирована, а экспонаты передали по музеям страны. Часть попала и в Музей истории Ленинграда.

Все эти предметы достаточно специфические, поэтому в постоянной экспозиции они практически никогда не выставлялись, только на временных выставках, и то очень редко, поскольку поводов не было.
Нынешняя выставка — первая за многие десятилетия, на которой подарки Сталину показаны столь масштабно. Чего там только нет! Карманное зеркальце от участников бельгийского Сопротивления, ваза ручной росписи от польских коммунистов, поднос с ликом вождя — от Таджикистана. А завод «Ленгазаппарат» преподнес товарищу Сталину действующую модель кухонной газовой плиты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7313) от 07.12.2022 под заголовком «Дрова на именины».
Материалы рубрики
Псковский музей-заповедник получил письмо 1941 года
В Петербурге открылась выставка к 100‑летию Экспедиции подводных работ особого назначения
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии