В РОСФОТО открылась выставка «Град Петров»

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Град Петров», которая представляет 150 фотографий и около 100 произведений печатной графики — литографий и открыток, созданных в начале XX века.

В РОСФОТО открылась выставка «Град Петров» | Николай Набоков. «Летний сад при Петре Великом». / РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

Николай Набоков. «Летний сад при Петре Великом». / РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

В проекте, который посвящен 350‑летию со дня рождения основателя Петербурга, участвуют десять ведущих музеев, архивов и библиотек, а также частные коллекционеры. Треть выставки размещена в новых, недавно отреставрированных помещениях РОСФОТО, отмечающего в этом году свое двадцатилетие.

Богатство представленного материала позволяет любому посетителю выбрать свой собственный путь знакомства с выставкой. Одному интереснее всего увидеть парадный Петербург, запечатленный фотографами Серебряного века русской культуры. Другому важно найти редкий снимок не сохранившихся зданий, особенно деревянных. Войны и революции их не щадили, да и время брало свое. Третьему любопытно ознакомиться со старыми открытками, которые в начале ХХ века издавались тысячами ­наименований. Четвертому — поискать на фотографиях и рисунках свой дом… Может быть, повезет.

Смысловым и хронологическим началом выставки является 1902 год, когда журнал «Мир искусства» в номере, посвященном предстоящему 200‑летию российской столицы, опубликовал статью Александра Бенуа «Живописный Петербург». Она вызвала большой резонанс. Процитирую ее финальные фразы, не утратившие актуальность и через 120 лет: «Хотелось бы, чтоб художники полюбили Петербург и, освятив, выдвинув его красоту, тем самым спасли его от погибели, остановили варварское искажение его, оградили бы его красоту от посягательства грубых невежд, обращающихся с ним с таким невероятным пренебрежением, скорее всего, потому только, что не находится протестующего голоса, голоса защиты, голоса восторга». Кстати, в этом номере были опубликованы 50 фотографий с видами Петербурга.

Что касается голоса защиты, то в 1907 году архитекторами и художниками была создана Комиссия по изучению и описанию памятников Старого Петербурга. А что до голоса восторгов, то выставка «Град Петров» — наглядная их иллюстрация. В 1903 году такая серьезная организация, как Экспедиция заготовления государственных бумаг, выпускает серию из 12 открыток «Постройки при Петре Великом», созданную по эскизам архитектора Николая Набокова. На выставке были представлены «Летний сад» и «Адмиралтейство». В том же году издательство Общины Св. Евгении, которое специализировалось на открытках, выпускавшихся с благотворительными целями, издает «Кухню Летнего дворца Петра I» и «Екатерингофский дворец». Снимки сделаны неизвестным фотографом: правило публиковать имена авторов появится позже.

Град Петров2.jpg
Карл Кубеш. «Невский проспект, 7 – 9»./ РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

Среди книжных изданий, представленных на выставке, почетное место занимает «Каталог 1‑й Всероссийской выставки художественно-архитектурных фотографий…». Она состоялась в 1911 году под эгидой IV съезда русских зодчих, организатором был Николай Матвеев, сотрудник Академии художеств, показавший снимки профессионалов и увлеченных любителей.

В фокусе фотографической час­ти проекта «Град Петров» три имени. Кроме Матвеева это математик Павел Радецкий и придворный фотограф Карл Кубеш. Назову несколько снимков, запечатлевших здания, не дошедшие до наших дней: «Сальный буян на реке Пряжке», «Дом Писарева на Петербургской набережной, 20», «Сад усадьбы Якоба Вольфа». На здании торговых складов, располагавшихся на Калашниковской набережной, красуется вывеска: «Бесплатная городская читальня в память Н. А. Некрасова». Дом № 7 – 9 по Невскому проспекту, предшественник нынешнего дома Вавельберга, привлекал внимание нескольких фотографов. Лучший снимок сделал Кубеш.

В графической части выставки представлены три серии, созданные в начале 1920‑х годов: «Петербург в двадцать первом» Мстислава Добужинского, «Петербург» Анны Остроумовой-Лебедевой и «Старый Петербург» Ивана Ваулина. Они честно показывали город замерзающий и величественный, ветхий и обаятельный. «Нева ранним утром» и «Постройка Дворцового моста» Остроумовой-Лебедевой — гимн великому городу. Мост был открыт еще в 1916 году, но для художницы важно было показать энергию, устремленную в будущее.


#РОСФОТО #фотографии #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7312) от 06.12.2022 под заголовком «Красуйся, град Петров».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?