В РОСФОТО представили книгу воспоминаний «Мой балет»
Книгу воспоминаний «Мой балет» представил в выставочном центре РОСФОТО Валентин Перельмутер. Впервые известный фотограф выступил в роли литератора.

ФОТО Elisa Calvet B. on Unsplash
Как рассказывает Валентин Самуилович, окончив школу, он четко определился с целями в жизни. «Я хочу стать профессионально культурным человеком», — сказал он сам себе и поступил на филологический факультет Ленинградского университета. И успешно окончил его, но… ни дня не работал по специальности. Ибо когда друзья подарили ему на свадьбу фотоаппарат, «внезапно увлекся» — стал снимать уличные сценки, пейзажи, портреты… И понял: «Я нашел то, что нужно». А спустя еще несколько лет осознал, что хочет снимать не что‑нибудь, а балет (так как был страстным балетоманом).
В такие истории верится с трудом, но факт есть факт — искренняя вера в себя и свою счастливую звезду берет и города, и театры. В один прекрасный день Валентин Перельмутер, до зубов вооруженный фототехникой, постучал в дверь кабинета главного администратора Малого театра оперы и балета. «Я поведал… о своем желании провести фотосъемку любых балетных сюжетов — от фрагментов до целого спектакля. Причем — «хоть сейчас: все для этого у меня при себе…», — пишет он в книге «Мой балет». И, хотя фотограф «был готов к полному «отлупу», ему повезло. В тот же день он сделал свои первые балетные снимки.
Его фотографии оказались удачными, они понравились Олегу Виноградову, главному балетмейстеру МАЛЕГОТа, который немедленно пригласил Перельмутера в театр. Сначала в Малый, потом в Кировский (Мариинский) — в 1977 году Виноградов стал художественным руководителем его балетной труппы. Перед фотографом была поставлена задача «создавать и культивировать достойный образ труппы театра».
Олег Виноградов создавал тогда новый репертуар и новый имидж. «Мне было разрешено снимать с любых точек, — рассказывает Валентин Перельмутер, — из партера, из‑за кулис, с любого яруса, даже из будки осветителя». Однако и этого фотографу было мало. Ему требовалось студийное пространство. Специально для него на верхней репетиционной сцене выстроили павильон. Именно там были сделаны ныне известные всем балетоманам снимки лучших танцовщиц и танцовщиков того времени: Ирины Колпаковой, Габриэлы Комлевой, Алтынай Асылмуратовой, Фаруха Рузиматова, Константина Заклинского, Галины Мезенцевой. Ее фотографию под названием «Классика» Валентин Перельмутер считает вершиной своего творчества. В доцифровую эпоху он сумел разложить движение танцовщицы на составные части, остановить мгновения и соединить их вновь на одном снимке.
В течение двадцати лет Перельмутер снимал труппу Кировского театра. Ему нужно было «подчинить звезд своей профессиональной воле, создать нужное настроение, сделать так, чтобы у них осталось хорошее впечатление от съемки», стать их другом и остаться в стороне от внутритеатральных интриг… О том, как это было, он пишет в своей книге.
Его слог прихотлив и изящен (помогло филологическое образование), его эрудиция вызывает восхищение. А снимки, которыми проиллюстрировано повествование, говорят больше слов. Они создают особый мир — пространство танца, уже не имеющее отношения к интригам, тайнам, травмам…
Книга разделена на шесть глав: «В начале была музыка», «На пути в большой балет», «В Кировском театре», «Звездные солисты», «Олег Виноградов», «Последняя»… Но на «Последней» повествование не заканчивается. Сейчас Валентин Самуилович работает над новыми рассказами о балете. «Это будут всякие балетные истории, рассказанные от третьего лица, — говорит он. — Некоторые из них случились со мной, но я прячусь за местоимением «он». Ему довелось «объединить искусство балета с искусством фотографии», теперь он делится секретами своей удачи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7307) от 28.11.2022 под заголовком «Фотограф в пространстве танца».
Материалы рубрики
В Пушкине открылась выставка «Остановись, мгновенье! Развитие фотографии в Царском Селе»
В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост»
В Зимнем дворце открылась выставка о первых годах фотоискусства
В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии