В Музее Анны Ахматовой работает выставка «Современность Павла Кондратьева»

Она впервые представила более ста произведений художника из тринадцати частных коллекций, а также три поздние работы из фондов музея.

В Музее Анны Ахматовой работает выставка «Современность Павла Кондратьева» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект готовился долго и не приурочен к круглым датам. Но он полностью отвечает миссии ахматовского музея, сформулированной 35 лет назад при его создании. А именно — не только быть мемориалом большого поэта, но и рассказывать о жизни ленинградцев, истинных интеллигентов, которые сохраняли свои идеалы, несмотря на все бури ХХ века. Художник Павел Кондратьев (1902 – 1985) относился к ним в полной мере.

По словам Светланы Грушевской, куратора выставки, современность Кондратьева, прожившего почти весь ХХ век, состояла не в том, чтобы суетливо соответствовать текущему моменту, он стремился быть созвучным течению времени.

Среди учителей и соратников художника — весь биографический словарь русского авангарда: Павел Филонов, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Николай Суэтин, Владимир Стерлигов… Через много лет Кондратьев вспоминал о первой встрече с Малевичем: «Когда он посмотрел мои работы, то полностью забраковал все, что я делал у Филонова, но очень одобрил этюды и сказал: «Он же живописец, и будем его трактовать как живописца».

Кондратьев был близко знаком с Даниилом Хармсом и другими поэтами-обэриутами, в 1930‑е годы ил­люстрировал их детские книги. В 1960‑е годы работал над расшифровкой смыслов записей лекций Малевича в петроградском Институте художественной культуры. Конспекты вела и потом много лет бережно хранила у себя художница Анна Лепорская. В 1970‑е годы Кондратьев стал лидером группы ленинградских художников (позже получившей название «круг Кондратьева»), которые пытались представить религиозные сюжеты на языке супрематизма.

Владимир Волков, входивший в этот кружок, так говорил о Кондратьеве: «Он был лишен профессиональных болезней вроде тще­славия, самолюбования. Его стремлением было работать. Здесь он был одержим». Это свойство хорошо видно на выставке, которая начинается рисунками из серий «Блокада» и «Дорогами войны». Художник был участником Великой Отечественной войны с первых месяцев, занимался маскировочными работами на аэродромах и других объектах. Представленные рисунки показывают заснеженные улицы Ленинграда в январе 1942 года и очередь за хлебом в булочной на Моховой улице.

В 1953 году Кондратьев по заданию издательства «Учпедгиз» отправляется в трехмесячную командировку на Чукотку. Задание государственное — подготовить иллюстрации для чукотского букваря. На выставке представлен сам букварь, но главное — несколько рисунков из серии «Чукчи», созданных как на Крайнем Севере, так и позднее в Ленинграде. Эту поездку художник запомнил навсегда. Рисунки дополнены фотографиями, которые Кондратьев сделал на Чукотке. На них оленеводы и рыбаки, спокойно, с чувством собственного достоинства живущие в экстремальных условиях Заполярья.

Выставку завершают картины и рисунки из серий «Сестры милосердия», «Ангелы» и «Структуры». На склоне лет Кондратьев создал свои лучшие работы, получив от судьбы награду за верность идеалам молодости.

Выставка будет открыта по 5 мая.


#выставка #музей #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7614) от 01.03.2024 под заголовком «Художник, не свернувший с пути».


Комментарии