В музее А. С. Пушкина открылась выставка «Пушкин в зеркале Серебряного века»

Она открывает юбилейную программу, посвященную предстоящему в 2024 году 225‑летию со дня рождения поэта.

В музее А. С. Пушкина открылась выставка «Пушкин в зеркале Серебряного века» | Федор Федоровский. «Бал у Лариных». Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин». 1912 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Федор Федоровский. «Бал у Лариных». Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин». 1912 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Представлены произведения как хрестоматийных художников, так и малознакомых широкой публике, а также работы известных авторов, выступивших в неожиданном амп­луа. Всего более 50 произведений 25 художников из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Как рассказала нашей газете Тамара Буковская, куратор выставки, в ходе подготовки проекта она часто вспоминала строчки Пушкина «Поэзия, как ангел утешитель, //Спасла меня, и я воскрес душой». По словам куратора, «внутри художников Серебряного века жил неумолкающий, неутихающий нерв погружения, собеседования с Пушкиным. После подбора материалов стало понятно, что складывается сюжетная линия «Учитель и ученики»: учениками Ильи Репина были Александр Бенуа, Константин Сомов, Борис Кустодиев…»

Картина Репина «Дон Жуан и Донна Анна» создана художником по мотивам трагедии Пушкина «Каменный гость». Из перепис­ки Репина с ученицей — Марианной Веревкиной — известно, что для Анны позировала ее родственница Лидия Веревкина. Рисунок Репина «Александр Пушкин у Карла Брюллова» был создан на основе воспоминаний одного из учеников Брюллова о последнем визите Пушкина в мастерскую художника. Это было за несколько дней до трагической дуэли. Поэту так понравился один из рисунков, что он на коленях умолял Брюллова подарить работу. Тот отказался, рисунок был уже продан. Договорились, что Брюллов напишет портрет поэта, даже назначили дату первого сеанса позирования. Не успели.

Кустодиеву, одному из самых известных учеников Репина, принадлежат два портрета Пушкина — акварелью и в гипсе. Художник изоб­ражает уверенного в себе поэта, который и памятник себе воздвиг, и уверен, что слух о нем пройдет по всей Руси великой.

Рядом с известными авангардными эскизами Натальи Гончаровой к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» помещены символистские иллюст­рации к стихотворению «Анчар» и к «Сказке о Золотом петрушке» Василия Масютина, художника и офицера, участника Первой мировой войны. В 1920 году он покинул советскую Россию. Знакомые многим эстетские «мирискуснические» иллюстрации Бенуа к поэме «Медный всадник» и повести «Пиковая дама» соседствуют с пафосными эскизами декораций Федора Федоровского к опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» и опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Многие годы Федоровский был главным художником Большого театра, он является автором эскиза золотого занавеса театра, а также рубиновых кремлевских звезд.

В 1937 году в Москве и Ленинграде состоялись две большие памятные выставки к 100‑летию со дня смерти Пушкина. На них были показаны макеты декораций к спектаклям по произведениям поэта. Некоторые позже попали в собрание музея. Среди них макет Валентины Ходасевич к балету «Бахчисарайский фонтан» в Большом театре, художница представляет восточную сказку в ярких синих тонах. Макет декорации к постановке трагедии «Каменный гость» в Театре им. Моссовета создал Владимир Фаворский, известный художник-график. В теат­ре он остался верен своей строгой классической манере.

Серебряный век2_Пр.jpg

Илья Репин. «Александр Пушкин у Карла Брюллова». 1912 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Музей не обошел вниманием юбиляра этого года: в 2023‑м исполнилось 150 лет со дня рождения Федора Шаляпина, лучшего исполнителя роли Бориса Годунова. На выставке показан портрет певца в этой роли, созданный из фарфора художниками Яковом Троупянским и Варварой Рукавишниковой.

Показ завершают книги о художниках Серебряного века, изданные в разные годы. На самом почетном месте — трехтомник Пушкина 1899 года, изданный к 100‑летию со дня рождения поэта Петром Петровичем Кончаловским-старшим. Для создания иллюстраций он привлек всех звездных художников того времени, начиная с Михаила Врубеля.


#Пушкин #выставка #эскизы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7521) от 12.10.2023 под заголовком «Вдохновленные Пушкиным».


Комментарии