Русский музей приглашает на выставку «Ольга Розанова (1886 – 1918). Революционер искусства»

Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается для публики выставка «Ольга Розанова (1886 – 1918). Революционер искусства» (6+), посвященная творчеству яркой звезды русского авангарда начала ХХ века. На ней представлено уникальное собрание работ художницы, которое хранится в Русском музее, а также несколько полотен из региональных российских музеев. Всего более 120 произведений.

Русский музей приглашает на выставку «Ольга Розанова (1886 – 1918). Революционер искусства»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Предыдущий персональный показ Розановой состоялся в Русском музее в 1992 году, с тех пор выросло несколько новых поколений любителей отечественного искусства. Интересна биография художницы, необычная даже для очень богатой на яркие факты истории русского авангарда. Розанова родилась во Владимирской губернии в патриархальной дворянской семье. Окончив гимназию, тихая скромная девушка приняла самостоятельное решение стать художницей. Уехала учиться в Москву, занималась в частных школах. В 1910 году в Петербурге Розанова знакомится с художником-­авангардистом Николаем Кульбиным, участвует в работе общества «Союз молодежи». На следующий год Розанова переехала в столицу, приняла участие в выставке нового объединения. С этого времени она в центре событий русского авангарда. Среди ее соратников — Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Алексей Крученых и далее по библиографическому словарю искусства ХХ века. Ее по праву называют амазонкой русского авангарда.

Мраморный2_С.jpg

Ольга Розанова пишет картины и манифесты — «В беспрерывном обновлении будущее Искусства», иллюстрирует книги поэтов с помощью собственных линогравюр, сама сочиняет «заумные» стихи… После революции 1917 года она работает в Наркомпросе в должности заведующей художественно-промышленным подотделом. То есть отвечает за весь промышленный дизайн молодого государства. Она ездит по мастерским Иваново-Вознесенска, Мстеры, Богородска, Абрамцева, помогая деньгами и материалами нуждавшимся артелям и кустарям. Осенью 1918 года художница заболела дифтеритом и «сгорела» за одну неделю.

На нынешней выставке Русский музей акцентирует внимание зрителя на главных событиях творческого пути замечательной художницы. В 1970 году благодаря инициативности Василия Пушкарева, тогдашнего директора музея, и Евгения Ковтуна, научного сотрудника, исследователя русского авангарда, из Архива художественных произведений (Загорск, ныне — Сергиев Посад) были получены две ранние картины Розановой — «Натурщик» и «Портрет молодой женщины», явно ученические работы. А потом в ее творчестве начался крутой взлет: «Кузница», «Портрет молодой женщины», «Натюрморт с помидорами», «Портрет Анны Розановой» созданы уверенной рукой мастера, владевшего формой и цветом.

Мраморный3_С.jpg

В 1915 году начался супрематический период в творчестве художницы, который приносит несколько ярких полотен и завершается знаменитой «Зеленой полосой». По мнению многих исследователей, в этой картине Розанова превзошла по глубине абстрактного мышления самого Малевича.

Показ искусства Розановой не мог обойтись без знаменитой серии «Игральные карты». Известно по старым каталогам, что художница создала одиннадцать изображений королей, дам и валетов. В них были «зашифрованы» портреты ее друзей и соратников. Существуют убедительные версии «кто есть кто», но документальных подтверждений не обнаружено. Да и вряд ли Розанова их оставила, современники считывали портреты без пояснений. Сохранилось семь картин, они рассеяны по разным музеям. На нынешней выставке представлены «Пиковая дама» из Ульяновского музея и «Бубновая дама» из Нижнего Новгорода. Предположительно, это портреты Натальи Гончаровой и Александры Экстер. Для «Заумной книги» Алексея Крученых художница создала десять «карточных» линогравюр. Разгадывание персонажей доставит посетителям выставки отдельное удовольствие.


#русский музей #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7663) от 16.05.2024 под заголовком «Розанова из рода амазонок».


Комментарии