В Мраморном дворце открылась выставка об истории плакатов в России

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Ученье – свет! Книгоиздательский и просветительский плакат в России». Впервые музей показывает 130 плакатов первой трети ХХ века из своего собрания – почти весь корпус профильных рекламных и агитационных изданий, которые пришлись на две разные эпохи в истории страны.

В Мраморном дворце открылась выставка об истории плакатов в России | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На онлайн-вернисаже Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ, заметила, что «мы оставляем следующим поколениям возможность расширить знания о плакате». Действительно, наряду с именами из учебников – Кустодиев, Моор, Пахомов – на выставке много неизвестных авторов. Кто слышал про художественный коллектив «Пропеллер»? Имена его участников предстоит узнать.

Экскурсию по выставке провели для «Санкт-Петербургских ведомостей» ее авторы – Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры XVIII – начала XXI века ГРМ,  и Дарья Макарова, научный сотрудник отдела. Они пояснили, что основная часть плакатов поступила в музей в начале 1930-х годов из двух источников. Это ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства (так недолгое время называлась Академия художеств) и  Общество художников имени Архипа Куинджи.

Искусство плаката первой трети ХХ века не укладывается в привычную схему – неоклассицизм, авангард, конструктивизм, хотя эти основные течения прослеживаются. Но после революции кроме профи были привлечены самодеятельные авторы, которым было не до чистоты стиля. Они были бойцами идеологического фронта.

В ходе подготовки выставки несколько плакатов были атрибутированы. В 1900 году Мечислав Далькевич создал рекламный плакат к изданию «Мертвых душ». Монограмма «МД» была подсказкой, но потребовались архивные изыскания. Авторство Михаила Езучевского для рекламы журнала «Художественная хроника событий» (вышло всего три номера) удалось установить, сравнивая изображение с эскизами иллюстраций к неосуществленному изданию поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Для рекламы книги Александра Бенуа «История живописи всех времен и народов» Сергей Чехонин придумал две версии плаката – с воспроизведением гравюр с картин Пуссена или Рубенса. Представлен пуссеновский –  с картины «Пейзаж с Полифемом» (оригинал – в Эрмитаже). Выразительна реклама журнала «Аполлон» Николая Ремизова – покровитель искусств взирает на мрачные петербургские дворы-колодцы. К редким плакатам относится издание времен Первой мировой войны «Жертвуйте на книгу солдату». Степан Мухарский выполнил его по заказу комитета, собиравшего книги для фронта и средства на их покупку.

После революции просветительский плакат выполнял две основные функции: призывал грамотных больше читать, а поскольку половина населения этим навыком не обладала, то агитировал учиться складывать буквы в слова. В 1920 году художник Алексей Радаков ответил обоим вызовам. Стопка книг разрывает цепь в плакате «Знание разорвет цепи рабства». Крестьянин в повязке на глазах шагает в пропасть на плакате «Неграмотный – тот же слепой. Везде его ждут неудачи и несчастья». Последняя работа получила золотую медаль на Всемирной художественной выставке в Париже в 1925 году.

Иван Симаков создал плакат «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми». Среди 23 писателей и философов, которых возьмут в будущее, «затесался» Леонардо да Винчи. 7 сентября 1919 года отмечался День советской пропаганды, к этому событию относятся четыре динамичных плаката неизвестных авторов, призывающие просвещаться.

«Лубочный раздел», как его называют авторы выставки, представляет комиксы на тему пользы грамотности на селе. Иногда это репродукции «лубочных» картин, как «Изба-читальня» Василия Баюскина.

Плакат Николая Радлова, призывающий читать «Ленинградского рабочего», с фрагментом лица можно назвать сюрреалистичным. В 1924 году так работали. Даже в 1930 году неизвестный автор плаката «Война неграмотности» в изображении пионерки у доски мог позволить себе супрематические построения. Но пионеры на плакате Александра Дейнеки «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» вполне соцреалистичны. Через год неизвестный художник рапортует: «Город Ленина – город сплошной грамотности. Вызываем Москву, Харьков, Минск».

Еще одной атрибуцией стал плакат Софьи Дымшиц-Толстой «Стой! Читай новый журнал «Красный галстук». Авторство удалось установить по материалам, хранящимся у наследников. Рядом плакат А. Соколова-Аси. Пионер головой в ушанке «разрывает» красную плоскость, чтобы призвать подписываться на журналы «Пионер» и «Вожатый»...

В финале наши экскурсоводы показывают конструктивистские плакаты. Художник Дмитрий Буланов был репрессирован и погиб, его биография стала известна недавно. Ему принадлежат плакаты «Подписывайся на почте на 1930 год» с шагающими силуэтами и «Наша цель – подняв культурный уровень рабочего, приблизить мировую революцию» в виде круглой мишени, на поле которой смонтированы фото читающих, играющих, стреляющих.

#выставка #история #Мраморный дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6832) от 22.12.2020 под заголовком «Шершавым языком... ликбеза».


Комментарии