В Михайловском замке открылась выставка скульптора Наума Могилевского

В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась персональная выставка ленинградского скульптора Наума Могилевского.

В Михайловском замке открылась выставка скульптора Наума Могилевского | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мастер значительный, но забытый. С выставками ему фатально не везло. Единственную разрешенную «персоналку», которая должна была состояться в ЛОСХе, в последний момент отменили, хотя уж кто как не он был достоин выставки! Ведь Могилевский стал членом Союза художников в 1932 году, сразу после его основания.

Первая персональная выставка скульптора состоялась только в 1996 году, двадцать лет спустя после его смерти, в Русском музее. Основой выставки стали работы, переданные братом Могилевского. С тех пор выросло целое поколение, для которого нынешняя выставка в залах Михайловского замка станет открытием нового имени.

Наум Могилевский учился своему искусству в Академии художеств у знаменитого скульптора Александра Матвеева. Как это порой бывает, он оказался слишком хорошим учеником. Влияние мастера было слишком сильным, оно подавляло индивидуальность ученика. Из этого периода — созданные в тридцатые годы скульп­туры «Пионер», «Молодежь Ленинграда». Они мастерски сделаны, но в них нет своего стиля. Да и вряд ли в тридцатые годы, когда в стране воцарился социалистический реализм, можно было  предлагать что‑то новаторское.

А вот в 1960‑е годы, когда началась «оттепель» и в идеологии, и в искусстве, Могилевский наконец обрел свой стиль. Главной темой его творчества становится красота женщины. Трактует он ее по‑своему: скульптуры обретают монументальность, точно выверенную меру условности, обобщенность. В работе с формой и стилистике можно проследить мотивы Древнего Египта, вообще — Древнего Востока, а также найти некоторые параллели с творчеством французов рубежа XIX – XX веков.

Одна из самых необычных работ на выставке — «Семья». Тема материнства решена своеобразно — ребенок словно прорастает из головы женщины. Кто‑то из посетителей выставки предположил, что такое решение подсказано распространенными житейскими ситуациями, когда дети садятся на голову родителям, не желая становиться самостоятельными. Мне же композиция скорее напомнила древнегреческий миф о рождении богини Афины, которая вышла из головы Зевса. Прямо в доспехах.

На фотографии, открывающей каталог нынешней выставки, — красивый пожилой мужчина в бандане и белой рубашке. В руках — молоток и стамеска, атрибуты магического ремесла скульпторов, высвобождающих образы из камня и дерева. На выставке есть скульптурный портрет Могилевского — только голова, вылепленная из гипса, а лицо покрыто краской цвета терракоты. Интересно сравнить фото, точно фиксирующее реальность, и произведение искусства. Черты лица переданы очень точно, что не мешает ему быть вневременным, словно сквозь него просвечивает длинная череда предков, уходящая в древность.


#выставка #скульптуры #Михайловский замок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7283) от 25.10.2022 под заголовком «Возвращение из забвения».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?