В Михайловском замке открылась выставка к 150-летию Александра Бенуа

В Михайловском (Инженерном) замке Русский музей открыл выставку «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения».

В Михайловском замке открылась выставка к 150-летию Александра Бенуа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Александр Бенуа, как сказали бы сегодня, был человеком мира. Представитель прославленной династии родился в нашем городе, а умер в Париже. Учился, правда недолго, в Императорской академии художеств, затем в Петербургском университете. Работал в театре как художник и как режиссер. Путешествовал по Европе. Был одним из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1918-го по 1926 год, до отъезда в Париж, служил в Эрмитаже хранителем французской и английской живописи. Переехав во Францию, оформлял спектакли в театрах Парижа и Милана. Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.

В анфиладе залов Михайловского замка живопись и графика 1890 – 1930-х, все из коллекции Русского музея – исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многое неизвестно зрителю. Бумага – материал хрупкий, водяные краски выцветают. Такие произведения экспонируются редко.

– Александр Бенуа – фигура историческая и эпохальная не только как художник. Он принес в отечественную культуру много нового, – говорит заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – В музее огромный архив Бенуа, многое издавалось. У нас хранится большая коллекция его рисунков, акварелей, театральных эскизов. Мы показываем лишь малую часть. Хотелось напомнить, каким даром он обладал как художник.

Александр Бенуа был разным, и музей показывает его таким. Выставки объединения «Мир искусства» проходили с 1895-го по 1911 год, менялись вкусы и имена. Идеолог и один из основателей объединения, Бенуа приглашал к участию молодых художников. Он по-разному к ним относился, бывал на их выставках, оставался в курсе нового.

Александр Бенуа пришел в искусство в конце ХIХ века, когда на выставках еще показывали свои работы передвижники, для которых социальная тема была самой важной. Бенуа относился к поколению, уходившему от этой темы. Своими работами он призывал помнить, что существует мировая культура, в ней много оттенков, разная атмосфера, персонажи... Новый, свежий взгляд на искусство для того времени.

Выставка начинается с живописных работ Бенуа. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» воскрешают атмосферу итальянской комедии масок с ее свободной импровизацией и веселой зрелищностью. Излюбленная тема Бенуа – эпоха «короля-солнца» – предстает на картине «Маскарад при Людовике XIV». В холсте «Бретонские танцы» атмосфера праздника архаичного, строго следующего традициям, хранящего память о других временах.

Особая тема для Бенуа – Версаль. «Герои» его версальских этюдов – величественный парк, фонтаны и бассейны и населяющие их скульптуры.

В жизни Бенуа много места занимал театр. Это тоже отражено на выставке. В Мариинском театре Бенуа вместе с балетмейстером Михаилом Фокиным поставил балет Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему оказали влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым «Русских балетных сезонов» для Бенуа начался новый этап творчества. Он возглавлял художественную часть «сезонов», в Париже смог реализовать замыслы, связанные с давним увлечением балетом. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком. В России он несколько лет сотрудничал со Станиславским и Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре.

Один из залов выставки посвящен Бенуа-иллюстратору. Его серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» по праву считается шедевром отечественной книжной графики.

Для книги Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век» он создал гуаши, запечатлевшие Павла I, Александра I, великого князя Николая Павловича с супругой Александрой Федоровной. Они положили начало серии композиций на темы русской истории. Первой среди них стала картина «Парад при Павле I» – иллюстрация к «Русской истории в картинках». Нельзя не упомянуть гуашь «Петр I на прогулке в Летнем саду».

В равной степени детям и взрослым адресована остроумно сочиненная «Азбука в картинах Александра Бенуа».

Завершает выставку зал, который знакомит посетителей с Бенуа – портретистом и пейзажистом. В Италии, Швейцарии и Испании он писал пейзажи небольших городков и деревенек. В эмиграции остался верен тому же жанру, открыл для себя Париж старинных парков и кварталов, создал ряд пейзажей Франции и Италии.

Бенуа рисовал портреты своих близких и коллег. На выставке можно видеть лица членов его семьи, созданные в разные годы. На портретах предстают и знаковые фигуры Серебряного века: А. Остроумова-Лебедева, А. Ремизов, Н. Врангель, В. Аргутинский-Долгоруков.

#выставка #Михайловский замок #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Этот разный Бенуа».


Комментарии