В Мариинском театре состоялась российская премьера оперы «Христофор Колумб»

В Концертном зале Мариинского театра состоялась российская премьера оперы «Христофор Колумб» Альберто Франкетти. За дирижерским пультом был итальянский маэстро Альвизе Казелатти.

В Мариинском театре состоялась российская премьера оперы «Христофор Колумб»  | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

Это название возникло в афише Мариинского театра уже в последних тактах коды фестиваля «Звезды белых ночей», так же внезапно, как Колумб открыл Америку. Маэстро Валерий Гергиев, которому не привыкать открывать новые земли, не стал созывать никакой конференции по этому знаменательному поводу, хотя оно того стоило. Вероятнее всего, с идеей концертного исполнения оперы «Христофор Колумб» когда-то выступил Альвизе Казелатти, который несколько лет назад дирижировал в Мариинском театре оперу «Набукко» Верди. Эта идея, судя по всему, пришлась ко двору, когда верстался последний фестивальный месяц, но почему-то держалась до последнего в тайне от публики. Не исключено, что причиной тому были выжидания, связанные с усложненной сегодня логистикой перелетов и карантинов, но дирижер все-таки смог приехать.

Слушателей в Концертном зале Мариинского театра было до обидного мало для такого чрезвычайно любопытного и важного события. Ведь исполнялась совсем не известная опера с захватывающей, в чем-то детективной историей создания. Многие не пришли, не решившись брать кота в мешке в отсутствие какой-либо проясняющей рекламы. Имени Колумба в названии оперы оказалось недостаточно, чтобы привлечь массовое внимание, что и говорить об именах композитора Франкетти и дирижера Казелатти, о которых не знал почти никто.

Те же, кто попал на российскую премьеру оперы об открытии Америки и последних часах генуэзского мореплавателя, получили возможность услышать роскошную альтернативу Верди и Пуччини. Предложение написать оперу к 400-летию открытия Америки композитор получил по рекомендации самого Верди, который в последние годы не думал ни о чем, кроме своих финальных шедевров –  «Отелло» и «Фальстаф». До этого Верди успел ознакомиться с творчеством начинающего композитора, положительно отозвавшись о его опере «Азраил». Известно, что Франкетти мог бы стать и композитором «Тоски», но отказался в пользу Пуччини. 

Опера «Христофор Колумб» выдержала в 1892 году 16 представлений в Театро Карло Феличе в Генуе и в том же году была исполнена в «Ла Скала». Рожденный в обеспеченной семье, где мать была из рода Ротшильдов, Альберто писал в свое удовольствие, не оглядываясь на то, что модно и как нужно. А жил он в эпоху двух великих В –  Верди и Вагнера. И в опере очень слышалась эта большая независимость композитора, продолжавшего вырабатывать свой, далекий от какой-либо апологетики стиль. Хотя в его «Колумбе» можно было без особого труда расслышать вагнеровские мотивы, все же Франкетти учился и в Дрездене, и в Мюнхене, и без итальянской сочности тоже не обошлось.

Русское искушенное ухо почти сразу уловило в этой опере сходство с «Садко» Римского-Корсакова, который появился на пять лет позже. В обеих операх в центре внимания –  открыватели неведомых земель, к азартным идеям которых с насмешками и презрением относится народ. Только в одном случае –  герой былины, а в другом –  историческое лицо. Здесь не может стоять вопрос заимствования, разве что Римский-Корсаков мог узнать о премьере и как-то вдохновиться из газетных новостей или от друзей-путешественников. Когда трио римских паломников запело легенду о святом Брентане, мгновенно пришли на ум калики перехожие из оперы Римского-Корсакова. А когда рыцарь Хименес, главный антагонист Колумба, начал страшный рассказ о чудовище, пожирающем корабли, в памяти могла возникнуть оттуда же картина кораблекрушения во время разбушевавшейся стихии Морского царя.

В сцене же сумасшествия и смерти Колумба возможно было расслышать бесконечно пронзительную сцену смерти Дон Кихота из оперы Массне, а в образе королевы Испании Изабеллы Арагонской –  ассоциацию с прекрасной дамой Дульсинеей...

Музыка Франкетти захватывала с первых нот многокрасочностью оркестровых фактур и тембров, контрастностью, ритмомелодическим разнообразием и кинематографичностью, стремлением увидеть в одном кадре разные планы. Пока были исполнены только два первых акта и эпилог, но уже в конце сентября ожидается исполнение полной трехактной версии, а впоследствии не исключено и сценическое воплощение. 

Безупречным попаданием в десятку можно было считать выбор баритона Владимира Мороза на титульную партию. Он проживал каждый миг жизни своего персонажа с какой-то обостренной искренностью и романтической прямотой. Певцу невероятно повезло с партнерами. Сопрано Екатерина Гончарова со свойственной ей аристократичностью звука и пластики по-королевски воплотила единственный женский персонаж оперы, которая, как и Амелия Гримальди в «Симоне Бокканегра» Верди, стоит одна против мужчин. Прекрасного в своей злобе и зависти представил Хименеса бас Юрий Власов. Тенор Иван Гынгазов в партии Дона Фернандо Гевары, капитана королевской гвардии, как Санчо Панса в опере Массне, со слезами провожал своего друга в последний путь. Оба явили впечатляющий дуэт, для которого не нужна никакая постановка, а достаточно было глубокого вживания в ноты, оставленные нам Альберто Франкетти.


#Мариинский театр #опера #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6982) от 06.08.2021 под заголовком «Открытие Америки в Петербурге».


Комментарии